Ка-60, названный в ОКБ им. Камова «Касатка» — российский средний многоцелевой военно-транспортный вертолёт, совершивший свой первый полёт 10 декабря1998 года.
Ка-60 предназначен для доставки боеприпасов и оружия в район боевых
действий, патрулирования, ведения поисково-спасательных работ, эвакуации
раненых, обучения лётного состава, а также для перевозки и сброса
десантников и воздушной разведки. Он заменит Ми-8 в задачах, где тот избыточен. Ка-60 производится на заводе в городе ЛуховицыМосковской области.
Ка-52 (Hokum B по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») — российский боевой вертолёт, командирская машина армейской авиации и морской пехоты, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.
Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую
силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее
развитие модели Ка-50«Чёрная акула».
Ка-50 (Hokum A по классификации НАТО, известен под именем «Чёрная акула») — советский/российский боевой одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя.
Поскольку вертолет одноместный, предполагалось использовать отличную
от традиционной тактику боя, при которой Ка-50 получал внешнее
целеуказание от вертолета-разведчика. В качестве такого вертолета
предлагалось использовать двухместный Ка-52. При этом в 1990-е годы разрабатывались проекты беспилотных разведчиков: Ка-37 и Ка-137.
Ка-32 — гражданское развитие поисково-спасательного вертолётаКа-27ПС, разработанное ОКБ Камова с учетом успешной эксплуатации семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.
Первоначально в качестве основного назначения Ка-32 предполагалось
его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных
северных условиях Арктики
днём и ночью, однако позже было решено разрабатывать вертолёт для
многоцелевого всепогодного применения: для поисковых и спасательных
работ, транспортных перевозок, разгрузки судов и обслуживания буровых
платформ, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов
ценной древесины, патрульной службы и других целей.
Началом разработки вертолёта Ка-32 следует принимать, как и для вертолёта Ка-27, 1969 год.
Вертолёт было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным
комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС, противообледенительными
системами и специальным оборудованием. Отсутствие на вертолёте
вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним
систем позволило использовать внутренние объёмы для размещения топливных
баков и различного оборудования для гражданского применения и
обеспечило увеличение грузоподъёмности вертолёта.
Первый полёт опытного вертолёта Ка-32 состоялся 24 декабря1973 года (летчик-испытатель Е. И. Ларюшин). Первый полёт серийного вертолёта Ка-32 — в 1980 году.
На опытном вертолёте Ка-32 впервые в истории освоения Арктики в конце 1978 года осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи.
В 1981 году
вертолет Ка-32 впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в
г. Минске на конференции по применению гражданской авиации в народном
хозяйстве, а в 1985 году — на Парижской авиационно-космической выставке и позже на многих других выставках.
С 1985 года вертолёты Ка-32 серийно производятся на авиационном заводе в г. Кумертау. На настоящий момент выпущено более 150 вертолётов Ка-32 в различных модификациях.
Вертолёт, разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева (Н. И. Камов умер в ноябре 1973 г). Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа1973 года.
На основе базовой многоцелевой машины «252» были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27 (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501).
Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для
обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на
глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от
корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью
в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать
выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во
взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.
Ка-25 (Hormone по классификации НАТО) — советскийпротиволодочныйвертолёткорабельного базирования.
Являлся первым советским вертолётом, изначально проектировавшимся под
боевое применение. Первый противолодочный вертолёт СССР. (Первый
сухопутный боевой вертолёт Ми-24 появился несколько позже, в 1969 году.) На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения.
ВСССРв1960был построенвинтокрылпоперечной схемы Ка-22 (конструкции Николая Камова) с двумя несущими винтами и двумя турбовинтовыми двигателями (конструкцииАлександра Ивченко) по 4300 кВт ( 5900 л. с.) и полётной массой в 37 т.
Ка-18 (по кодификации НАТО: Hog — «Боров») — многоцелевой вертолёт. Разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, непосредственной компоновкой занимался М. Б. Малиновский. Представлял собой модификацию вертолёта Ка-15, которая отличалась удлинённым и расширенным фюзеляжем. Вместимость: один лётчик и два-три пассажира. Опытный экземпляр был построен в 1956 году. Был отмечен Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. Ка-18 находился в эксплуатации около 20 лет. Построено около 200 машин. С началом 70-х Ка-18 начал активно заменяться на более новую модель Ка-26, тем не менее некоторые машины оставались в эксплуатации и в начале 1980-х годов.