Як-17 (по классификации НАТО — Feather, Як-17УТИ — Magnet, первоначально Type 16 и Type 26 соответственно) — ранний реактивный истребительОКБ Яковлева реданной схемы. Разработан на базе Як-15, совершил первый полёт в мае 1947 года. В 1947—1949 годах в СССР выпущено 430 самолётов. Самолёты Як-17 использовались в основном для подготовки лётчиков к освоению МиГ-15, а также поставлялись на экспорт в Китай и страны Восточной Европы.
Як-52 — спортивно-тренировочный самолёт, двухместный цельнометаллический моноплан
с низкорасположенным свободнонесущим крылом. В СССР являлся одним из
основных учебно-тренировочных самолётов для первоначальной подготовки
лётного состава.
Габариты, м:
длина — 7,7
размах крыла — 9,5
площадь крыла, кв.м — 15
Вес, кг:
пустого — 1000
нормальный взлётный — 1315
пилотажный взлётный — 1200
Скорость, км/ч:
максимально допустимая — 470
максимальная горизонтального полёта — 285
Скорость сваливания (на режиме работы двигателя «Малый газ»), км/ч:
Як-28 — советский многоцелевой боевой самолёт. Совершил первый полёт 5 марта1958 года. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика (по кодификации НАТО: Brewer), перехватчика (по кодификации НАТО: Firebar), разведчика, самолёта РЭБ, учебно-тренировочного самолёта (по кодификации НАТО: Maestro). Серийное производство завершено в 1971 году, всего построено 1180 самолётов (среди построенных преобладала модификация Як-28П).
Интересный факт — несмотря на довольно большое количество построенных
(и эксплуатировавшихся в строевых частях) самолетов официально на
вооружение он принят не был.
Именно на Як-28 совершили подвиг капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов.
6 апреля 1966 г. они ценой своих жизней отвели самолет с отказавшими
двигателями от жилого массива г. Берлин. Посмертно герои были награждены
орденами Красного Знамени. О подвиге Капустина и Янова была написана
популярная песня «Огромное небо».
Тела Капустина и Янова вместе с обломками самолёта были подняты из
озера британскими войсками; британцы сняли с Як-28 антенну РЛС и
подвергли её тщательному изучению.
Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в бояхистребитель Як-1М.
От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь
14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и
рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Маслорадиатор,
располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а
его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в
носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг.
Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ2 и 720-740 км/час с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м — 4,1 мин), хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимы
самолетом летчиков-истребителей. В конструкции Як-3 был воплощен опыт
коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков,
которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала
конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой
на крыло, близкой к 200 кг/м2. В заключении
отмечалось, что Як-3 с двигателем ВК-107А "...по основным
летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического
потолка является лучшим из известных отечественных и иностранных
истребителей". Заводы построили 4848 самолетов Як-3.