Ка-32 — гражданское развитие поисково-спасательного вертолёта Ка-27ПС, разработанное ОКБ Камова с учетом успешной эксплуатации семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.
Первоначально в качестве основного назначения Ка-32 предполагалось
его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных
северных условиях Арктики
днём и ночью, однако позже было решено разрабатывать вертолёт для
многоцелевого всепогодного применения: для поисковых и спасательных
работ, транспортных перевозок, разгрузки судов и обслуживания буровых
платформ, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов
ценной древесины, патрульной службы и других целей.
Началом разработки вертолёта Ка-32 следует принимать, как и для вертолёта Ка-27, 1969 год.
Вертолёт было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным
комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС, противообледенительными
системами и специальным оборудованием. Отсутствие на вертолёте
вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним
систем позволило использовать внутренние объёмы для размещения топливных
баков и различного оборудования для гражданского применения и
обеспечило увеличение грузоподъёмности вертолёта.
Первый полёт опытного вертолёта Ка-32 состоялся 24 декабря 1973 года (летчик-испытатель Е. И. Ларюшин). Первый полёт серийного вертолёта Ка-32 — в 1980 году.
На опытном вертолёте Ка-32 впервые в истории освоения Арктики в конце 1978 года осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи.
В 1981 году
вертолет Ка-32 впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в
г. Минске на конференции по применению гражданской авиации в народном
хозяйстве, а в 1985 году — на Парижской авиационно-космической выставке и позже на многих других выставках.
С 1985 года вертолёты Ка-32 серийно производятся на авиационном заводе в г. Кумертау. На настоящий момент выпущено более 150 вертолётов Ка-32 в различных модификациях.
Летно-технические характеристики
Основные размеры
- диаметр несущих винтов: 15,9 м
- высота вертолёта: 5,45 м
- длина вертолета (со сложенными лопастями): 12,217 м
- ширина вертолета (со сложенными лопастями): 3,805 м
- угол наклона вала несущих винтов: +4°30' (вперед)
Габариты фюзеляжа с оперением не выходят за границы площади, ометаемой несущими винтами.
Весовые характеристики
- Минимальный взлётный вес вертолета: 7200 кг
- Максимальный взлётный вес вертолёта: 11000 кг
- Максимальный полётный вес с грузом на внешней подвеске: 12000 кг
- Максимальный вес груза в грузовой кабине:
- Ка-32С: 3300 кг
- Ка-32Т: 3500 кг
- Ка-32А и более поздние модификации: 3700 кг
- Максимальный вес груза на внешней подвеске: 5000 кг
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 260 км/ч
- Крейсерская скорость: 240 км/ч
- Практическая дальность: 800 км
- Максимальная скороподъемность: 15 м/сек.
- Практический потолок: 6000 м
- Статический потолок: 3500 м
- Максимальная высота площадки для взлёта и посадки: 3000 м
Мировые рекорды
На вертолёте Ка-32 были установлены несколько мировых рекордов, зарегистрированных Международной федерацией аэронавтики в подклассе E-1 (Helicopters). Все они были выполнены женскими экипажами и относятся к женским мировым рекордам
Рекорды скороподъёмности
Время подъёма на высоту 6000 м — 4 мин 46,5 с
11 мая 1983 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина
Время подъёма на высоту 3000 м — 2 мин 11,1 с
12 мая 1983 года, Н. И. Ерёмина, Т. И. Зуева
Рекорды максимальной высоты полёта
Максимальная высота в горизонтальном полёте — 6552 м (улучшен в 1985 г.)
11 мая 1983 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина
Максимальная высота полёта — 8250 м
Максимальная высота в горизонтальном полёте — 8215 м
29 января 1985 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина
Рекорды подъёма груза
Высота подъёма с коммерческим грузом 1000 кг — 7305 м
Высота подъёма с коммерческим грузом 2000 кг — 6400 м
29 января 1985 года, Н. И. Ерёмина, Т. И. Зуева
Модификации
Ка-32 — общее обозначение. Под ним чаще всего подразумеваются вертолёты модификации Ка-32Т или Ка-32С. Исторически происходит с времён, когда других модификаций не существовало.
Ка-32Т/С — универсальное обозначение однотипных вертолётов Ка-32Т и Ка-32С.
Ка-32С
Модификация вертолёта для применения на судах для ледовой разведки и
поисково-спасательных работ, транспортировки грузов на внешней подвеске,
перевозки пассажиров. Вертолет может обслуживать буровые вышки и
платформы на шельфе, осуществлять разгрузку судов. В качестве
поисково-спасательного, вертолет оснащается дополнительным спасательным,
санитарным и осветительным оборудованием.
Вертолёт является однотипным с Ка-32Т.
Ка-32Т
Транспортная модификация вертолета для транспортировки
крупногабаритных грузов на внешней подвеске, перевозки людей и грузов в
транспортной кабине.
От Ка-32С
отличается отсутствием локатора «Осьминог» и его обтекателя в носовой
части. Также на вертолёте не устанавливается поисково-спасательное
оборудование.
Вертолёт является однотипным с Ка-32С.
Ка-32СИ
Обозначение вертолёта Ка-32С,
предназначенного для проведения экологического исследования водных
поверхностей. Вертолёт был оборудован геолого-экологическим комплексом
ГЭВК-1 и топливной системой увеличенной ёмкости (с дополнительными
баками № 7).
В 1993 году был оборудован один вертолёт Ка-32С RA-31584.
Впоследствии из-за закрытия программы геолого-экологический комплекс был
демонтирован с вертолёта. Вертолёту было оставлено обозначение Ка-32С.
Ка-32К
Вертолёт представляет собой специализированный вариант Ка-32Т для выполнения сложных строительно-монтажных работ («летающий кран»).
Данная модификация отличается дополнительной полувыдвижной кабиной оператора, расположенной в задней части фюзеляжа. Вертолёт оборудован принципиально новой электродистанционной системой управления (ЭДСУ),
позволяющей осуществлять пилотирование как из основной кабины пилотов,
так и дополнительной кабины оператора. Имеется автоматическая система
гашения колебаний троса с грузом на внешней подвеске и система
автоматического выдерживания постоянного угла натянутого троса,
соединенного с расположенным на земле грузом. Для наблюдения за грузом
вертолёт оборудован телевизионной системой, которая состоит из двух
телекамер: подвижной в продольной плоскости, установленой под хвостовым
оперением, и неподвижной, размещенной вертикально внутри фюзеляжа вблизи
троса внешней подвески. Обе телекамеры имеют регурируемые диафрагмы и
фокусные расстояния. В пилотской кабине — два телеэкрана: у командира
вертолёта и у второго пилота. На каждый телеэкран можно вывести
изображение с любой из телекамер.
Был построен один опытный экземпляр вертолёта этой модификации.
Первый полёт состоялся 28 декабря 1991 года. Вертолёт впервые был показан на авиационно-космической выставке в Берлине в 1992 году.
Ка-32АО
Раннее обозначение модели: Ка-32А-О. Часто встречается неверное обозначение Ка-32А0.
Модификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. На вертолёт устанавливаются сертифицированные основные двигатели ТВ3-117ВМА (ТВ3-117ВМА серии 02). Дополнительно установлены: ответчик УВД и термоустойчивый противоударный магнитофон. Под основные и вспомогательный
двигатели установлена защита из титановых листов. Электросистемы
вертолёта разделены на системы правого и левого борта. Система внешней
подвески дополнительно оснащена механизмом аварийного сброса. На шкалы
приборов в кабине экипажа наносится цветовая разметка.
Вертолёт сертифицирован АР МАК и имеет сертификат типа ограниченной категории для перевозки грузов при условии выполнения визуальных полетов днём. От обозначения категории произошла буква «О» в обозначении вертолёта.
Ка-32А
Модификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. Является более глубокой модификацией по сравнению с Ка-32АО. От Ка-32АО модификация отличается составом приборного оборудования, обеспечивающим выполнение полётов по ППП
днём и ночью; усовершенствованной системой полного и статического
давления для повышения точности измерений; блоками радиооборудования с
молниезащитой.
Вертолёт имеет сертификат типа транспортной категории и послужил основой для появления новых однотипных вертолётов.
Ка-32А1
Модификация вертолёта Ка-32А для противопожарной службы г. Москвы. Разработана в 1993 году.
Вертолёт предназначается для эвакуации людей и тушения пожаров различной степени сложности, в том числе в высотных зданиях.
От базовой версии вертолёт отличается дополнительным связным
оборудованием, специализированной системой пожаротушения, установкой
двух прожекторов и громкоговорителя системы внешнего оповещения. Для
борьбы с пожарами вертолёт оборудован переносными огнетушителями,
аэрозольными гранатами и горизонтальной гидравлической пушкой.
Противопожарное оборудование может быть дополнено водосливным
устройством (подвесным баком ёмкостью до 5000 литров). Для эвакуации
людей из горящих зданий применяются различные транспортно-спасательные
кабины, устанавливаемые на внешней подвеске. Безпарашютное
десантирование пожарных расчётов на режиме висения вертолёта
осуществляется с помощью спусковых устройств.
Вертолёт имеет характерную красно-белую окраску.
Ка-32А2
Модификация вертолёта Ка-32А для правоохранительных структур. Разработана в 1994 году в интересах ГУВД г. Москвы.
Вертолёт предназначался для перевозки служебного персонала, поиска
преступных групп и десантирования личного состава спецподразделений.
От базовой версии вертолёт отличается изменённой топливной системой,
дополнительным связным оборудованием, установкой прожекторов и двух
громкоговорителей системы внешнего оповещения. В топливной системе
вертолёта отсутствуют топливные баки № 5 (по бортам фюзеляжа), имеющиеся
топливные баки оснащены пенополиуретановым заполнителем. Внешнее
светотехническое оборудование дополнено двумя прожекторами: в носовой
части фюзеляжа и на на подвижной ферме в проёме грузовой двери по левому
борту. Безпарашютное десантирование личного состава спецподразделений
на режиме висения вертолёта осуществляется через дверной проём
транспортной кабины с помощью спусковых устройств. Для возможности
применения личным составом оружия вертолёт оборудован шкворневыми
установками для автоматов или пулеметов.
Вертолёт имеет окраску в виде пятнистого камуфляжа.
Был построен один вертолёт. Впоследствии он обратно переоборудован в гражданский Ка-32А.
Ка-32А4
Модификация вертолёта Ка-32С для ВС Республики Корея. Корейское обозначение вертолёта HH-32A.
Вертолёт дополнительно оснащен метеолокатором, бортовым компьютером с МФИ, прожектором, системами ближней навигации и посадки VOR/ILS, зарубежными радиостанциями. Вертолёт разработан на ОАО «КумАПП» совместно с израильскими фирмами.
Ка-32А6
Проект пассажирского вертолёта на базе Ка-32А. Проект отличался увеличенным фюзеляжем (транспортной кабиной), приспособленным для перевозки пассажиров.
Вертолёты по данному проекту не строились.
Ка-32АМ
Обозначение проекта вертолёта Ка-32А с увеличенной до 7000 кг грузоподъёмностью.
Ка-32А11BC
Модификация вертолёта Ка-32А по результатам сертификации в Канаде. Отсюда буквы «BC» в обозначении модификации — от British Columbia.
Вертолёт отличается двухкамерной рулевой системой (блоком
гидроусилителей системы управления), обновленным составом оборудования и
цветовой маркировкой приборов в соответствии с требованиями зарубежных
норм. До 2011 года эта модификация отличалась увеличенными ресурсами и
сроками службы основных компонентов.
Вертолёт активно применяется для транспортировки грузов на внешней подвеске, в том числе для трелёвки древесины,
строительно-монтажных работ и пожаротушения. Имеется возможность
установки различного опционального оборудования российского и
зарубежного производства.
До 2011 года вертолёт поставлялся только на экспорт. Вертолёт этой модификации сертифицирован в Канаде, Южной Корее, Японии, Китае, Европе и Бразилии.
Ка-32А12
Исполнение вертолёта Ка-32А11BC для Швейцарии.
До 2011 года вертолёт считался самостоятельной моделью, созданной на
основе Ка-32А11ВС. С 2011 года Ка-32А12 рассматривается как модификация
(отдельное исполнение) Ка-32А11ВС и входит в единый с ним сертификат
типа.
Модификация отличается измененным составом приборного оборудования, разработанным совместно с эксплуатантом Heliswiss. Было выпущено 3 вертолёта. Вертолёты имеют красно-белую фирменную окраску эксплуатанта.
С 2010 года производятся только вертолёты модификаций Ка-32А и Ка-32А11ВС. С 2011 года выпускаются только Ка-32А11ВС.
Авиационные происшествия
- 17 августа 1990 г. Ка-32С Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.
- 27 марта 1991 г. Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.
- 15 мая 1991 г. Ка-32Т упал в море в Приморском крае.
- 7 октября 1992 г. Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.
- 11 июня 1999 г. Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.
- 4 сентября 2003 г. Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.
- Апрель 2004 г. Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.
- 4 сентября 2005 г. Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.
- 23 октября 2005 г. Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.
- 28 августа 2006 г. Ка-32 потерпел аварию в Турции.
- 26 сентября 2010 г. Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе
«Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла
из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения
некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты
вращения свободной турбины правого двигателя.
- 26 апреля 2012 г. Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села
Остров в Румынии. Вертолет летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5
человек находившиеся на борту погибли.
Эксплуатанты
Состоит на вооружении