Ка-27 — советский корабельный многоцелевой вертолёт. Обозначение НАТО «Хеликс» («Helix» — спираль).
Вертолёт, разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева (Н. И. Камов умер в ноябре 1973 г). Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года.
На основе базовой многоцелевой машины «252» были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27 (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501).
Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для
обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на
глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от
корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью
в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать
выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во
взаимодействии с кораблями во всех географических широтах. История
Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года, 24 декабря выполнен первый полёт по кругу.
Серийное производство было начато в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на 9 лет, и на вооружение вертолёт принят 14 апреля 1981 года.
Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение ТАКР «Минск».
В 1979 году в составе Северного флота на аэродроме Североморск-2 был сформирован полк корабельных вертолётов (403 ОПЛАП), оснащённый Ка-27. Позже вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143.
14 апреля 1981 принят на вооружение[2]
В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы,по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).
Вертолёт поставлялся на экспорт в Индию, Китай, Сирию, Югославию в экспортной модификации Ка-28.
Конструкция вертолётаНесущая система построена по соосной схеме. Винты трёхлопастные,
противоположного вращения, складывающиеся назад «веером» на корабельной
стоянке. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика, втулки лопастей — из титана.
Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного
типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено
хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена
неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.
Шасси
четырёхопорное, неубирающееся, оснащённое гидравлической системой
приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса
самоориентирующиеся. Возможна установка лыж.
Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. и редуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для запуска двигателей используется ВСУ АИ-9.
Основными источниками электроэнергии служат два генератора трёхфазного переменного тока
200 в 400 гц типа ГТ40ПЧ8Б, с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы
работают параллельно и синфазно, но к бортсети подключен только левый, а
правый является резервным. Генераторов постоянного тока на вертолёте
нет, а постоянный ток в общую сеть 28,5 вольт преобразуется из
переменного трёхфазного
200 вольт двумя полупроводниковыми выпрямительными устройствами ВУ-6Б.
Сеть 36 в 400 гц запитана от двух понижающих трансформаторов.
Аварийными источниками служат две никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и два статических полупроводниковых преобразователя тока ПОС-1000А и ПТС-800А.
При аварийной посадке на воду используются надувные баллонеты,
которые в походном положении свернуты и уложены в контейнеры по бокам
фюзеляжа (баллонеты не обеспечивают приемлемой плавучести при
остановленных двигателях). Объем баллонета — 5,4 м³, надувание
происходит от баллонов со сжатым воздухом (краны баллонов — пиротехнические).
Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке.
Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем.
Вооружение
Один четырехствольный пулемёт ГШГ калибра 7,62 мм.
4 ракеты АТ-6 «Спираль» класса «воздух-поверхность» на пилонах или контейнеры с 57 НАР калибра 80 мм.
Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбы массой по 50 и 250 кг.
На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту
фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или
ночные.
Поисково-прицельная система «Осьминог»
Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:
- радиолокационную станцию, обтекатель
которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение
навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении),
и радиомаяки-ответчики;
- опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
- прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;
- радиогидроакустический буй
- магнитный обнаружитель.
Кроме того, могут устанавливаться маркеры, дымогенераторы и радиотехнические маяки-ответчики.
Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100-500 м:
- при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
- при ЭПР 2 м — не менее 5 км;
Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100м, волнении моря 2 балла 8 км
Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали
информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой
вычислительной машины (БЦВМ),
индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования
вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации
процесса поиска лодки.
Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с
навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для
решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и
маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»).
Модификации
- Ка-252 — палубный противолодочный вертолёт, прототип.
- Ка-252ТЛ — вертолёт телеметрии в составе корабельного комплекса.
- Ка-27 — палубный противолодочный вертолёт.
- Ка-27ПС — поисково-спасательный вертолёт.
- Ка-27ПСД — поисково-спасательный вертолёт увеличенной дальности.
- Ка-27Е («Советник-СВ») — вертолёт радиационной разведки
- Ка-27РЭП — опытный вертолёт радиоэлектронного подавления
- Ка-28 — экспортный вариант многоцелевого вертолёта Ка-27
- Ка-29 (Ка-252ТБ) — транспортно-боевой
- Ка-31 (Ка-27РЛД) — вертолёт ДРЛО
- Ка-32 — гражданская модификация, сертифицированная по международным нормам лётной годности FAR-29/FAR-33 и поставляемая в Канаду, Малайзию, Швейцарию, Южную Корею.
Ка-27ПС
Морской спасательный вертолёт Ка-27ПС предназначен для спасения или
оказания помощи экипажам морских и воздушных судов, терпящих бедствие, а
также поиска спускаемых космических аппаратов.
В состав специальных средств входит радионавигационная аппаратура
А-817, предназначенная для обнаружения радиолокационных
маяков-ответчиков и высвечивания их местоположения на индикаторе
кругового обзора РЛС. В состав аппаратуры входит УКВ антенна на мотогондоле и блок С1.7 на пульте оператора. Радиолокационная станция,
сопряженная с аппаратурой А-817, получила обозначение «Осьминог-ПС».
Она обеспечивает поиск приводнившихся СА космических кораблей и других
объектов, оборудованных радиолокационными маяками — ответчиками и
маркерными буями. Для вывода вертолёта в заданный район по сигналам
радиомаяков установлен автоматический радиокомпас АРК-УД. Измерение уровней радиации в кабине летчика производится рентгенометром
ДП-3Б. На Ка-27ПС, установлен навигационный комплекс НКВ-252, в состав
которого входят бортовая радиотехническая аппаратура автоматизированной
системы ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ, курсовая система «Гребень-2», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, датчик воздушной скорости, барометрический высотомер УВИД-30-15, автоматический радиокомпас.
Экипаж
Ка-27ПС состоит из четырёх человек: командира, штурмана, борттехника и
фельдшера-спасателя. Фельдшер-спасатель имеет полноценную медицинскую и
водолазную подготовку, кроме того, также должен быть готов спуститься по
лебёдке
с высоты 50 метров. Спасательная модификация вертолёта имеет
характерную окраску — белые борта и широкие красные полосы на брюхе и
спине фюзеляжа.
Спасательный вертолет имеет дополнительные средства подъема, спасения
и освещения. На левом борту снаружи у грузовой двери установлено
подъемное устройство — электролебедка ЛПГ-300, механизм поворота, стрела
и гидроцилиндр подъема и опускания стрелы — грузоподъемностью до
300 кг. К подъемному устройству можно присоединить универсальное или
лямочное сиденье, пояс для подъема космонавтов в ложементе. Сбрасываемые
средства спасения включают надувной пояс НП-2А, две лодки ЛАС-5М-3, 12
плотов ПСН-6АМ, два маркерных буя системы «Призыв-М». Комплектация
поискового оборудование изменяется в широких пределах в зависимости от
задачи. Существует, например, такой вариант: 10 спасательных жилетов,
два плота ПСН-6АМ, две ориентирных морские бомбы ОМАБ, дополнительный
запас топлива 110 л. Для облегчения поиска и спасения в ночных условиях
дополнительно установлены четыре фары ПРФ-4МП (мощностью 1000 ватт
каждая), одна ФПП-7 и одна ФР-9. Кроме того, возможно применение ручного
сигнального прожектора РСП-45. Фары ПРФ-4МП и ФПП-7М используются для
освещения груза на внешней подвеске или местности под вертолётом, ФР-9 —
для освещения спасаемых; две внешние фары ПРФ расположены снизу по оси
симметрии фюзеляжа с двух сторон.
Аварийные радиоустройства состоят из комплекса «Призыв-М» и двух
автоматически отстреливаемых радиомаркеров для обозначения объекта
поиска.
Поисково-спасательный вариант эксплуатирующей организацией может
переоборудоваться в учебный. На рабочем месте штурмана устанавливаются
ручка продольно-поперечного управления, педали путевого управления,
рычаг общего шага. Вместо блока 1С57 РЛС устанавливается приборная доска инструктора с указателями скорости, высоты и курса, вариометр,
авиагоризонты — всего шесть приборов. При использовании вертолета в
санитарном варианте устанавливаются четверо носилок с лямками крепления,
привязные ремни для раненых. Медико-санитарное оборудование включает
два складных табурета, два термоса по 3 л, столик медработника, набор
шин, два кислородных прибора ГС-10, врачебную укладку, бачок для воды на
3 л. Санитарно-бытовое оборудование состоит из ведра, гигиенических
пакетов, двух надувных матрасов с насос-помпами для их наполнения,
армейские одеяла, писсуаров.
Ка-27ПСД
Поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПСД является дальнейшим развитием
Ка-27ПС. Он отличается тем, что имеет увеличенную до 12 000 кг
максимальную взлётную массу. На нем усилено шасси, установлены
дополнительные топливные баки (общая вместимость топливной системы у
этого вертолёта достигла 4830 л).
Ка-27Е
На базе Ка-27 был разработан Ка-27Е (Ка-252Е «Советник-СВ»). Вертолёт
базировался на корабле обеспечения «Апшерон» и предназначался для
мониторинга кораблей на предмет наличия на борту радиоактивных
материалов. По разным источникам, построено несколько машин.
В настоящее время Ка-27 остаётся на вооружении ВМФ РФ, а модификация
«ПС» является самой востребованной по простой причине — вертолёт
преимущественно используется в качестве транспортного средства на
кораблях и береговых базах.
Состоит на вооружении
Состоял на вооружении
Экспортный вариант
Состоит на вооружении
Состоял на вооружении
ВВС СФР Югославии — Ка-28 стоял на вооружении 784-й эскадрильи противолодочных вертолётов 97-й авиационной бригады базировавшейся на авиабазе в Дивулье и предназначенного для береговых операций и поддержки ВМС СФР Югославии. Помимо Ка-28 на вооружении эскадрильи стояли Ка-25 и Ми-14. ВВС СР Югославии . 2 вертолёта Ка-28 сняты с вооружения и находятся в Белградском музее авиации.
Потери
- 26 марта 2003 Ка-27ПС ТОФ РФ разбился в Уссурийском заливе в 300 м после взлета с корабля, 4 мертвы.
- 25 марта 2009 в Индии разбился Ка-28,жертв нет
- 4 мая 2009 Ка-27 БФ РФ разбился при посадке на корабль Ярослав мудрый,жертв нет
- 23 сентября 2010 разбился Ка-28 в Украине, погибли двое
Применение на флоте- 26 марта 2003 Ка-27ПС ТОФ РФ разбился в Уссурийском заливе в 300 м после взлета с корабля, 4 мертвы.
- 25 марта 2009 в Индии разбился Ка-28,жертв нет
- 4 мая 2009 Ка-27 БФ РФ разбился при посадке на корабль Ярослав мудрый,жертв нет.
- 23 сентября 2010 разбился Ка-28 в Украине, погибли двое
Применение на флоте - Вертолеты обычно действуют парами: один обнаруживает подводную лодку,
другой её поражает, обеспечивая противолодочную оборону на площади около
2000 км². По боевой эффективности вертолеты Ка-27 превосходят вертолеты
Ка-25 в 3-5 раз.
|