Ка-52 (Hokum B по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») — российский боевой 
вертолёт, командирская машина армейской авиации и морской пехоты, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.
Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую
силу и воздушные цел
и на поле боя. Представляет собой дальнейшее
развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».
История создания
25 июня 1997 года состоялся первый полёт макета Ка-52.
27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» состоялся первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.
29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось серийное производство «Аллигаторов».
В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года
получит до 30 верт
олётов Ка-52. В месяц авиазавод может собирать до 2
Ка-52.
Первый этап ГСИ был закончен в декабре 2008 года, было дано
разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.
История производства
2008 год — построено два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)
2009 год — построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.
2010 год — построено 4 Ка-52
20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».
26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.
2011 год — построено 12 Ка-52. На последних четырех вертолётах впервые была установлена БРЛС «Арбалет».
31 августа 2011 года — подписан контракт между Вертолёты России и Оборонпр
ом на производство и поставку 140 вертолетов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года. При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт.
В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил про подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
- Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
- Боевая нагрузка: 2800 кг
- Управляемые ракеты:
- Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 130-мм (2 х 5 шт.) или С-24 калибра 240-мм
- Дополнительное вооружение: 2 х 23-мм пушки в контейнерах УПК–23–250 (боезапас — 500 снарядов)
Вооружение
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта
(подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и
боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь»
с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм,
авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000
кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР
«Атака (ПТУР)»
типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с
лазерно-лучевой системой управления в составе многоцелевого комплекса
управляемого ракетного вооружения 9К113У «Штурм-ВУ» вертолетов Ка-52 и
Ка-52К, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и
«Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе
планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».
ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты Р-73
с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные
в ГосМКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую
часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей,
маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до
2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км. Ракеты «Игла-В», созданные в
коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного
ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную
двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой
части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0
(вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска
от 800 до 5 200 м.
Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и
пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на
вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской
авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» будут вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2.
В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более
эффективными системами вооружения. Помимо выполнения
разведывательно-боевых функций, Ка-52 вменено в обязанность решение ещё
одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов
одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в
сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше
подходит для этого.
КА-52 будет оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет
бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на
высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том
числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.
КА-52 (с №96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ "Экран" г. Самара).[источник не указан 51 день]
Модификации
Ка-52К — морская версия Ка-52. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усиление стоек шасси.
В сентябре 2011 года в Баренцевом море
прошли учения с участием вертолёта Ка-52, в ходе которых он впервые
совершил посадку на палубу большого противолодочного корабля.
Корабельная версия Ка-52 станет основной ударной силой как
вертолётоносцев типа «Мистраль» (которые к 2014 году должны поступить на вооружение российского флота), так и других кораблей Военно-морского флота России.
На вооружении
Россия:
- Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации — 4 Ка-52, по состоянию на 2011 год
- Авиабаза в Черниговке — 12 Ка-52, по состоянию на 2011 год
Катастрофы
12 марта 2012 года в 21:05, вертолёт Ка-52 при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой службой спустя 10 часов после аварии (всего в 10-ти км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва-Санкт-Петербург (трасса М-10)).
В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое
ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался. «Несмотря
на все усилия врачей, жизнь второго члена экипажа спасти не удалось», —
приводит «Интерфакс» слова своего источника, знакомого с ситуацией. Впоследствии эту информацию агентству подтвердили в Минобороне РФ.
Начальник Главного штаба ВВС России Виктор Бондарев сообщил о том,
что экипаж вертолета до последнего момента боролся за спасение как самой
машины,так и своих жизней. Но, видимо, это было за пределами
возможностей экипажа.
|