Ка-25 (Hormone по классификации НАТО) — советский противолодочный вертолёт корабельного базирования.
Являлся первым советским вертолётом, изначально проектировавшимся под
боевое применение. Первый противолодочный вертолёт СССР. (Первый
сухопутный боевой вертолёт Ми-24 появился несколько позже, в 1969 году.) На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения.
Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года. Двухдвигательный вертолёт с соосным расположением несущих винтов и развитым вертикальным оперением.
Фюзеляж
Фюзеляж Ка-25 выполнен из дюралюминия
марки Д16Т толщиной 0,8 мм и функционально раздёлён на две части.
Продольный силовой набор передней части вертолёта представлен четырьмя
силовыми балками и двумя лонжеронами. Поперечный силовой набор передней части вертолёта образован 18 шпангоутами
из которых 7 силовые. Каркас хвостовой балки образован двумя
лонжеронами и восемью шпангоутами, к которым крепятся восемнадцать стрингеров. Толщина обшивки хвостовой балки 3 мм. Окна вертолёта изготовлены из оргстекла толщиной 3 мм. Передние окна оборудованы стеклоочистителями и омываются спиртосодержащим раствором для предотвращения обледенения.
Силовая установка
Силовая установка вертолёта представлена двумя газотурбинными двигателями ГТД-3Ф мощностью 900 л.с. разработки Омского моторостроительного КБ. Впоследствии мощность этих двигателей была признана недостаточной, и с 1972 года вертолёты стали оборудоваться двигателями ГТД-3М
мощностью 1000 л.с. Двигатели, вместе с гидро- и маслосистемами,
редуктором и некоторыми другими агрегатами, размещены в съёмной
мотогондоле в верхней части фюзеляжа.
Топливная система
Топливная система вертолёта Ка-25 представлена 8 мягкими топливными баками, расположенными под полом кабины латеральнее бомболюка, топливными насосами различного назначения и может быть дополнена двумя дополнительными баками на 200 литров
по бокам фюзеляжа. Основные баки сгруппированы попарно. На Ка-25Ц
ёмкость баков была увеличена вследствие упразднения бомбоотсека. Ёмкость
основных топливных баков на Ка-25ПЛ и Ка-25Ц составляет соответственно
1105 кг и 1705 кг керосина.
Трансмиссия
Трансмиссия вертолёта представлена четырехступенчатым планетарным редуктором РВ-3Ф или РВ-3М, расположенным в общей с двигателями гондоле в верхней части фюзеляжа. Редуктор отбирает мощность от выходных валов турбин и суммирует их мощность. .
Несущая система
Несущая система вертолёта состоит из двух трёхлопастных винтов диаметром
15,74 м, расположенных соосно, и колонки несущих винтов. Верхний винт
вращается по часовой стрелке (вид сверху), нижний против. Лопасти длиной 7,085 м имеют хорду 0,37 м и состоят из пустотелого дюралевого лонжерона, к задней кромке которого приклеено 19 хвостовых секций, образующих профиль. Передние кромки лопастей оклеены резиной. Лопасти оборудованы электрической противообледенительной системой, пневматической сигнализацией трещин
в лонжеронах, балансировочными и противо-флаттерными грузами. На
лопастях верхнего винта расположены контурные огни. Управление углами
установки лопастей осуществляется при помощи верхнего и нижнего автоматов перекоса. Для экономии места на палубе или в ангарах
корабля возможно складывание лопастей в горизонтальной плоскости
(образуют сектор в 22°) при помощи электрической системы или вручную.
Противообледенительная система
Обледенение лопастей несущих винтов в полёте предотвращает электрическая противообледенительная система. Воздухозаборники двигателей обогреваются тёплым воздухом.
Гидравлическая система
Управление ориентацией лопастей винтов, отклонение плоскостей рулей
поворота, а также уборка и выпуск шасси (только на Ка-25Ц)
осуществляется с помощью гидросистем вертолёта. Гидравлическая система
вертолёта представлена двумя независимыми разнесёнными системами,
основной АРС-10Б и аварийной АСП-10В. Непосредственное управление
ложится на четыре гидроусилителя. Каждая из систем скомпонована в едином
блоке, объединяющем все агрегаты и установки в единое целое.
Шасси
Шасси вертолёта четырёхопорное, не убирающееся в полёте (за исключением Ка-25Ц). Колёса основных опор тормозные, передние самоориентирующиеся. База шасси 3,02 м. Колея передних и задних колёс 1,41 м и 3,5 м соответственно. Диаметр и ширина передних и задних колёс 400×150 мм и 600×180 мм соответственно.
Техническим заданием на разработку вертолёта предписывалось осуществление посадки на палубу судна при боковой и килевой качке 10° и 3° соответственно, и ветре до 18 м/с.
Для обеспечения безопасной посадки в таких условиях основные опоры
шасси разнесены в стороны и смещены назад для устранения опрокидывания
машины на хвост.
Для компенсирования горизонтальных колебаний
(посадочная площадка корабля может в сильную качку смещаться на
несколько метров по горизонтали) основные стойки присоединяются к
фюзеляжу при помощи подвижных ферм, что обеспечивает подвижность шасси в горизонтальной плоскости.
Вертикальная составляющая колебаний посадочной площадки (может
смещаться по вертикали со скоростью до 2 м/с) гасится при помощи
амортизационной стойки главных опор, состоящих из соединённых
последовательно амортизаторов высокого и низкого давления. Амортизатор высокого давления гасит перегрузки, вызванные ударами
о палубу при посадке, рулении и взлёте. Амортизатор низкого давления
гасит колебания типа «земной резонанс» на взлёте и посадке.
Для обеспечения аварийной посадки на воду на стойки шасси
смонтированы многосекционные (2-х секционные передние и 4-х секционные
задние) баллонеты, наполняющиеся сжатым воздухом из трёх баллонов в течение шести секунд. Особенность заполнения баллонет заключалась в том, что воздух из баллонов, проходя через эжекторы,
засасывал также и забортный воздух таким образом, что баллонеты
заполнялись забортным воздухом на 60 и более процентов. Система вполне
автономна и не зависит от работы двигателя. Тем не менее, она создавала
значительное аэродинамическое сопротивление и весила около 260 кг. В
связи с последним обстоятельством, а также невысокой эффективности при
«жёсткой» аварийной посадке, баллонеты были демонтированы с вертолётов в
70-х годах.
Электросистема
Источником переменного тока на вертолёте является генератор СГС-40У мощностью 40 кВт, выдающий ток напряжением 208 В.
В аварийной ситуации используется преобразователь ПТ-1000ЦС мощностью
1000 Вт, выдающий ток напряжением 36 В. Оба устройства вырабатывают ток с
номинальной частотой 400 Гц. Потребители постоянного тока снабжаются от двух стартер-генераторов СТГ-6М, вырабатывающих ток напряжением 28,5 В и двух аккумуляторных батарей 15-СЦС-45А.
Системы навигации, пилотирования, связи
Навигационное оборудование Ка-25 представлено автоматическим радиокомпасом АРК-9, магнитным компасом КИ-13, высотомером
ВД-10, радиовысотомером малых высот РВ-3 и датчиком высоты ДВ-15М.
Параметры полёта позволяют отслеживать указатели скорости УС-250, вариометры ВАР-30-МК, авиагоризонты АГК-47-ВК и курсовая система КС-3Б.
Также в распоряжении экипажа имеется центральная гироскопическая
вертикаль ЦГВ-5, указатель параметров висения УПВ-2, термометр ТНВ-45 и
часы АЧС-1.
Работу пилота облегчает автопилот, который при отсутствии усилий на ручке управления стабилизирует углы крена и тангажа, высоту и курс, а также способен на полуавтоматический режим демпфирования крена, тангажа и высоты в управляемом полёте.
Вертолёт оборудован КВ и УКВ радиостанциями
Р-842 «Атлас» и Р-860 «Перо». Последняя обеспечивает устойчивую
радиосвязь с командными пунктами и другими вертолётами группы на
расстоянии 100 км при высоте полёта 1000 м. В качестве аварийной используется УКВ радиостанция Р-855у «Прибой-1».
Общение членов экипажа между собой происходит при помощи самолётного переговорного усторойства СПУ-7.
В наличии также самолётный магнитофон МС-61 и аэрофотоаппарат А-39, смонтированный в хвостовой балке. Регистрация полётных данных выполняется бароспидографом К2-715.
Вооружение
Противолодочная модификация (Ка-25ПЛ) может переносить в бомбоотсеке и применять бомбовое и торпедное вооружение общей массой до 1100 кг (нормальная торпедно-бомбовая загрузка составляет 650 кг).
Основным торпедным вооружением вертолёта стала торпеда АТ-1
массой 550 кг. Данный тип торпеды способен атаковать подводную лодку на
глубине от 20 до 200 м, при скорости последней 25 узлов. Впоследствии
вместо АТ-1 стали применять её модификацию АТ-1М.
Бомбовое вооружение вертолёта представлено глубинными
противолодочными авиабомбами ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50-64 и ПЛАБ-МК,
способными поразить лодку на глубине до 300 м. Существует возможность
применять дневные и ночные ориентирно-маркерные авиабомбы ОМАБ-25-12Д и
ОМАБ-25-8Н, расположенные на внешних держателях.
Лётно-технические характеристики
Максимальная скорость горизонтального полёта на модификациях вертолёта Ка-25 составила 220 км/ч, а крейсерская около 185 км/ч. Статический потолок полёта машины составляет около 500 м, а динамический — 3500 — 4500. Используя топливо внутренних баков, Ка-25ПЛ преодолевает расстояние 650 км. Боевое применениеМодификацииКа-25
Ка-25 (Hormone по классификации НАТО) —
базовая модификация, созданная в целях испытания и проверки возможности
реализации вертолёта, соответствующего техническому заданию.
Впоследствии весь акцент разработчики перенесли на Ка-25ПЛ.
Ка-25ПЛ
Ка-25ПЛ (Hormone-А по классификации НАТО) —
основная модификация вертолёта Ка-25. Вертолёт предназначен для поиска и
уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и
поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было
выпущено 275 машин этой модификации.
Вертолёт оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС
«Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой
«Баку» с приемным устройством СПАРУ-55 «Памир». Также на машинах данной
модификации установлен радиоприемник маяков-ответчиков РПМ-С,
взаимодействующий с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А». В
поисковом варианте вертолёт может переносить и применять до 36
сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ
«Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому
борту за стойкой основного шасси.
Вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250—120,-50,-МК).
Ка-25Ц
Ка-25Ц (Hormone-B по классификации НАТО) —
вертолёт целеуказания, призванный действовать в интересах береговых или
корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не
доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Данная
модификация вертолёта разрабатывалась одновременно с модификацией
Ка-25ПЛ, поскольку в процессе разработки единого морского вертолёта
оказалось невозможным совместить функции противолодочной обороны и
целеуказания в одном вертолёте, не выходя за установленные ограничения
по массе и габаритам. Вертолёт данной модификации совершил первый полёт 21 марта 1962 года. Всего было построено 50 машин данной модификации.
Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС
кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической
системы передачи данных. Данные системы являются составной частью
вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех».
Вертолёт способен патрулировать акваторию на удалении до 200 км от
корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в
радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км.
На вертолёте упразднены бомболюки (на их месте оборудованы
дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения
подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полёте для
исключения затенения РЛС. Также на борту смонтирована лебёдка,
позволяющая использовать вертолёт в качестве поисково-спасательного.
Проведённые модификации позволили снизить массу машины и увеличить запас
топлива, что вылилось в большую дальность полёта и увеличенное время
патрулирования.
Ка-25ПС
Ка-25ПС (Hormone-C по классификации НАТО) —
поисково-спасательная модификация Ка-25, созданная путём демонтажа
оборудования с Ка-25ПЛ и призванная действовать в интересах Министерства
обороны. Проектирование машины началось на основании приказа Комиссии
Президиума Совета Министров СССР от 28 июня 1972 года.
С машины демонтировано специальное оборудование, но установлена
лебёдка грузоподъёмностью 250 кг, оснащённая корзиной для подъёма людей,
а также дополнительное осветительное оборудование и приводная
радиостанция для пеленгации аварийных радиомаяков.
Ка-25ПЛФ
Ка-25ПЛФ — модификация Ка-25ПЛ, оснащённая форсированными двигателями.
Ка-25ПЛЮ
Ка-25ПЛЮ — вертолёт для борьбы с подводными лодками при помощи
глубинной атомной бомбы 8Ф-59, для размещения которой подвергся
переоборудованию бомбоотсек.
Ка-25ПЛЭ
Ка-25ПЛЭ — поисковый вертолёт, полученный путём переоборудования Ка-25ПЛ. Создан на основании постановления от 10 июля 1967 года. Использовался для поиска космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане.
Ка-25ПЛС
Ка-25ПЛС — противолодочный вертолёт для использования торпеды ВТТ-1 «Стриж». Создан на основании постановления от 5 августа 1970 года и принят на вооружение в 1976 году.
Особенность торпеды «Стриж» заключается в управлении по проводам. На вертолёте оборудована аппаратура передачи данных «Аист-К».
Ка-25ИВ
Ка-25ИВ — Ка-25ПЛ, переоборудованный для измерения траекторий и координат падения головных частей баллистических ракет. Построен на основании постановления от 18 июня 1962 года. Всего переоборудовано 6 экземпляров.
Ка-25Л1
Ка-25Л1 (Л — лаборатория) — модификация Ка-25 для проведения гидрологических исследований.
Ка-25К
Ка-25К — модификация Ка-25 для перемещения грузов. На вертолёте
упразднена аппаратура военного назначения, а в носовой части фюзеляжа
установлена подвесная кабина для оператора погрузки, который в состоянии
управлять вертолётом во время погрузочных работ. Машина способна
транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 тонн, а внутри
фюзеляжа до 1,5 тонн.
Ка-25М
Ка-25М — проект многоцелевого вертолёта на базе Ка-25. Реализован не был.
Ка-25ЛЗ
Ка-25ЛЗ — модификация Ка-25 для испытания новых типов противолодочных вооружений. Создан на основании постановления от 28 октября 1970 года.
Ка-25ИСК
Ка-25ИСК — модификация Ка-25 для юстировки корабельных радиолокационных станций. Создан на основании постановления от 10 марта 1971 года.
Ка-25Л2
Ка-25Л2 (Л — лаборатория) — модификация Ка-25 для исследований и испытаний опускаемых гидроакустических станций. Создан на основании постановления от 12 мая 1971 года.
Ка-25БШЗ
Ка-25БШЗ (БШЗ — буксировщик шнуровых зарядов) — модификация Ка-25 для разминирования акваторий от донных мин посредством буксировки шнуровых зарядов. Создан на основании постановления от 8 мая 1973 года.
Ка-25Ш
Ка-25Ш — вертолёт огневой поддержки сухопутных сил и морских десантов. Вертолёт вооружён блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР).Построен на основании решения Министерства Обороны от 21 февраля 1975 года.
Ка-25РОМБ
Ка-25РОМБ — модификация Ка-25 для проведения радиотехнической разведки. Построен на основании договора от 1975 года.
Ка-25БТ
Ка-25БТ (БТ — буксировщик трала) — модификация Ка-25 для разминирования акваторий от электромагнитных и акустических мин путём траления. 12 вертолётов данной модификации принимали участие в международной операции по разминированию Суэцкого залива.
Ка-25Ф
Ка-25Ф — проект фронтового вертолёта на базе Ка-25, оснащённого лыжным шасси и вооружённого 23-мм пушкой, блоками НАР и ПТУР.
|