Ка-60, названный в ОКБ им. Камова «Касатка» — российский средний многоцелевой военно- транспортный вертолёт, совершивший свой первый полёт 10 декабря 1998 года.
Ка-60 предназначен для доставки боеприпасов и оружия в район боевых
действий, патрулирования, ведения поисково-спасательных работ, эвакуации
раненых, обучения лётного состава, а также для перевозки и сброса
десантников и воздушной разведки. Он заменит Ми-8 в задачах, где тот избыточен. Ка-60 производится на заводе в городе Луховицы Московской области.
История
ОКБ Н. И. Камова начало разрабатывать этот вертолёт в 1983 году,
когда основу парка средних военно-транспортных вертолётов ВВС и
гражданской авиации составляли различные модификации Ми-8, которых к
тому времени было уже немало. Несмотря на то, что данные вертолёты
получили очень широкое распространение и в Вооружённых Силах и в
народном хозяйстве СССР,
они были не очень рентабельными в связи с их большой для своего класса
грузоподъёмностью (4 т). До этого перевозка большей части грузов массой
примерно 2 т осуществлялась вертолётами Ми-4.
После их снятия с производства, парки винтокрылой техники остро
нуждались в вертолётах такого типа. Именно для замены Ми-4, Ка-60 и
предназначался первоначально. Сначала вертолёт получил название В-60.
В-60 получил правительственную поддержку в 1984 году и тогда же были начаты работы касательно его облика. Палубный вариант В-60 был проработан в 1988 году, а в 1990-м был готов эскизный проект этого вертолёта, получившего название Ка-60.
Планировалось представить Ка-60 на ГСИ ещё в 2004, программа включала в себя 400 полётов
Затем ГСИ были перенесены на 2010 год
Конструкция
Ка-60 — первый вертолёт ОКБ им. Камова, выполненный по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим и одиннадцатилопастным рулевым (типа «фенестрон») винтами. Для вертолёта были специально спроектированы и установлены новые двигатели РД-600В производства НПО «Сатурн». Все готовые комплектующие и системы только российского производства.
Ка-60 способен убирать шасси и обладает специальным покрытием планера.
Это в первую очередь способствует понижению заметности вертолёта во
многих диапазонах. Кресла и шасси в этом типе вертолётов
энергопоглощающие, что обеспечивает спасение экипажа и десанта при
опасной или аварийной посадке.
Эксплуатанты
На данный момент в Военно-воздушных Силах РФ 7 вертолётов Ка-60[1]. Однако в ОКБ Камова планируется произвести в общей сложности 200 вертолётов Ка-60 для Военной авиации, ВМФ, Погранвойск и Министерства иностранных дел России. Они должны будут поступить на вооружение в ближайшие 5 лет.
На данный момент идёт доводка вертолёта, МО РФ по предварительным
данным уже заказана партия из 100 единиц с началом поставок с рубежа
2014—2015 годов, возможно часть вертолётов будет оборудована в
корабельном варианте.
Аварии
Два человека пострадали 23 июня 2010 года при аварийной посадке
вертолета Ка-60 между городами Дзержинский и Котельники в Люберецком
районе в Подмосковье. Экспертиза показала, что причиной аварии была
контрафактная втулка лопастей заднего винта вертолета, установленная в
КБ «Камов».
Варианты
- Ка-60К — палубный вариант Ка-60.
- Ка-60Р — вертолёт-разведчик, который будет заменять Ка-25РЦ.
- Ка-62 — транспортно-пассажирский многоцелевой гражданский вертолёт. Первый опытный Ка-62 будет построен к 2010 году.
- Ка-64 (Агуста «Скайхорс») — экспортный вариант Ка-62. Оснащён двигателями «Дженерал Электрик» CT7-2DL, или LHTEC CT8-800, либо «Роллс-Ройс» RTM-322. Вариант без рулевого винта в хвосте и с оборудованием западного производства.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1-2 человека
- Пассажиров: 14 человек
- Длина фюзеляжа: 13,25 м
- Высота: 4,8 м
- Диаметр несущего винта: 13,8 м
- Диаметр рулевого винта: 1,2 м
- Длина с вращ. винтами: 13,46 м
- Масса:
- максимальная взлетная масса: 6500 кг
- масса груза в кабине: 2770 кг
- масса груза на внешней подвеске: 2750 кг
- Силовая установка:
- Тип двигателя: ГТД
- Модель: РД-600В
- Мощность:
- на крейсерском режиме: 1300 л. с.
- Вспомогательная силовая установка: ТА-14
Лётные характеристики
Вооружение
- Точек подвески: 2
- Дополнительные возможности подвески: перевозка грузов на внешней подвеске
|