МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.
История создания
Первые наработки по проекту лёгкого фронтового истребителя (ЛФИ) нового поколения были начаты в конце 1960-х годов. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку такого самолёта. В нём приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Победителем было признано ОКБ «МиГ». Детальная проработка проекта начата в 1971 году. Первый полёт прототипа был совершён 6 октября 1977 года, а серийное производство развёрнуто в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать в ВВС СССР. К началу 1985 года первые два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. В 1988 году МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо.
Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт во множество
стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций,
включая палубные. К концу 1991 года
цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено около 1200
одноместных истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 «спарок» МиГ-29УБ
было собрано заводом в Нижнем Новгороде[4].
Конструкция
Самолёт выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с
низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными
двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали,
также применяется титан и композитные материалы.
Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на
крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют
обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.
Двигатели типа ТРДДФ РД-33.
Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт.
Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными
панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние
входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых
баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ
на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.
На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и
система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением
СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19
«Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31)
состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в
свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и
нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят:
навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.
Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС — СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.
Модификации
- МиГ-29 (9-12) — фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29
- МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны варшавского договора , в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
- МиГ-29Б (9-12Б) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся
в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора, в экспортную
модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э)[5]. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
- МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.
МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29
- МиГ-29С (9-13С) — дальнейшее развитие модификации 9−13, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77(РВВ-АЕ), у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей.
- МиГ-29СД — многоцелевой истребитель добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
- МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
- МиГ-29СМТ (9-17,9-18,9-19) — одноместный, модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ[6]. Разработан в 1999-2004[7]. Первый полёт 27 ноября 1997
- МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель
- МиГ-29КУБ (9-47) — палубный учебно-боевой истребитель.
- МиГ-29КВП — опытный самолёт для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.
- МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель, не имеет РЛС.
- МиГ-29УБТ (9-52) — конструкция близка к МиГ-29СМТ, но все же является модификацией учебно-боевого самолёта МиГ-29УБ.
- МиГ-29М/МиГ-29М1 — одноместный многоцелевой истребитель
поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой
нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
- МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель поколения
«4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и
расширенной номенклатурой бортового вооружения.
- МиГ-29ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги создан на базе истребителя МиГ-29М
- МиГ-33 (МиГ-29М) (9-15) —
многоцелевой истребитель, по сравнению с ранними модификациями МиГ-29 в
конструкцию и состав БРЭО внесены значительные изменения, расширена
номенклатура вооружения и увеличены топливные баки.
- МиГ-35 (9-61) — глубокая модернизация МиГ-29М
- МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35
- МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29Б для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака (англ.)русск. и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС управления оружием «Жук-М2Э»,
оптическую систему ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской
компании Elbit, обновление радио-навигационных систем, а также новую
«стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура
вооружения будет расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35. Первый прототип совершил полет 4 февраля 2011 года.[8]
- МиГ-29AS — модернизация МиГ-29A для ВВС Словакии по программе МиГ-29СД без системы дозаправки и с измененным БРЭО.
- МиГ-29Н — модификация МиГ-29СД для ВВС Малайзии.
Катастрофы
- В 1993 в России разбилось 22 МиГ-29
- 14 марта 2001 МиГ-29 разбился на глазах у комиссии в Перу, жертв нет.
- 22 марта 2001 года разбился МиГ-29 в Астраханской области
- 7 ноября 2002 в Словакии разбились 2 миГ-29
- 13 марта 2003 в Армении разбился российский МиГ-29
- 19 июня 2003 в Армавире разбился МиГ-29УБ
- 11 мая 2005 в Венгрии разбился МиГ-29
- 12 мая 2005 в Тверской области разбился миГ-29
- 17 мая 2005 в Венгрии разбился МиГ-29
- 27 июля 2006 разбился МиГ-29 пилотажной группы стрижи
- 12 февраля 2008 в Казахстане разбился Миг-29, один пилот погиб
- 17 октября 2008 под Читой разбился МиГ-29
- 5 декабря 2008 в Забайкальском крае разбился миГ-29
- 23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск,, принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков». Сначала в прессе появилась информация, что пилот и штурман успели катапультироваться, но погибли.
Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег
Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы.
Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса:
а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ»
во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения
самолёта и примет участие в расследовании аварии.
Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были
приостановлены полеты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до
выяснения причин катастрофы.
По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению
обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при
расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их
взаимодействии при проведении любых испытательных работ).
Боевое применение
Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально
планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и
международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые
самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили 36 МиГ-29 (9-12Б) и 6 МиГ-29УБ
были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время
операции «Буря в пустыне» они не смогли проявить себя из-за полного
господства в воздухе авиации
Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей,
ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р),
F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), но безуспешно. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский «Торнадо» 29-й эскадрильи;
это не подтверждается и не опровергается западными источниками,
поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во
время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была
официально установлена
В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29)
17 января F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го
истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января
F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2
МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.
Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны)
и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов
МНС.
36 самолётов МиГ-29 авиационного полка Черноморского флота достались Молдове, после распада СССР.[
После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году
Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы,
состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В
Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в
80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах,
российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались
друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более
современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая
2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и,
возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было
потеряно 3 или 4 МиГ-29..
По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых
действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.
Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия,
были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного
авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов.
В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового
оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной
послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая
в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко
Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника
прекратились.
По некоторым данным, всего за время войны пилоты МиГ-29 одержали 6 воздушных побед[источник не указан 806 дней].
В ряде источников (в том числе у российского автора Владимира Ильина и
аргентинского Диего Зампини) утверждается, что одной из них стало
уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117
и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Согласно
данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной
батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Дюкич» (правильнее Джукич, Гвозден Ђукић) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны[94].
Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11
МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным
причинам (в основном уничтожены на земле; подробную информацию о потерях
югославских самолётов см. в статье Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии (1999)).
Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко
Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу
удалось благополучно катапультироваться. Подробнее про бд миг-29 в
Югославии можно прочитать здесь: http://artofwar.ru/z/zhirohow_m_a/text_0410-2.shtml
В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 года индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.
ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года (предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По утверждению некоторых источников, самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании; Министерство обороны России опровергло эту информацию[95][нет в источнике 434 дня].
Другие эпизоды
Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году
Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни. Непосредственно к боевым действиям они не привлекались и потерь не имели.
Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337
частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти
самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.
20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450. Грузинская сторона заявила, что БПЛА был уничтожен российским МиГ-29, взлетевшим с аэродрома Гудаута. Российские официальные лица отвергли такую возможность, а Абхазия заявила, что победа была одержана самолётом L-39 национальных ВВС. 26 мая
Миссия ООН по наблюдению в Грузии опубликовала отчёт, основанный на
грузинских данных, в котором предположила о возможной достоверности
грузинской версии событий и классифицировала атаковавший самолёт,
запечатлённый на сделанной БПЛА видеозаписи, как МиГ-29 или Су-27.
Во время Пятидневной войны в августе 2008 года МиГ-29 совместно с
Су-27 контролировал воздушное пространство в зоне военного конфликта.
Несколько раз вылетал на перехват воздушных целей. Возможно, 10 августа
2008 года над Гуфтой был сбит грузинский штурмовик[("Из
указанного списка на "долю" грузин остаётся Су-25, предположительно
сбитый в воздушном бою 10.08.2008г ..." - "Потери авиации в Пятидневной
войне".).
Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов
В 1975-76 гг. на вооружение США стали поступать истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на вооружение в конце 1983 г.
В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против
Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и
F-15.
По официальным данным США[102][103][104] и НАТО[105][106][107][108],
в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей
сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей
стороны.
Согласно официальному сайту МО Сербии, Небойша Джуканович (Небојша
Ђукановић), бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на
МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях
Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны
непосредственными их участниками (пилотами) в
документально-публицистических передачах
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Длина: 17,32 м
- Размах крыла: 11,36 м
- Высота: 4,73 м
- Площадь крыла: 38,06 м²
- Угол стреловидности крыла: 42°
- Масса:
- пустого: 10900 кг
- нормальная взлётная масса: 15180 кг
- максимальная взлетная масса: 18480 кг
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 476 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 399 кг/м²
Двигатель
РЛС
- Сопровождение 10 воздушных целей и обстрел наиболее опасной[114]
- Минимальная разница скоростей истребителя и цели 150 км/ч
- Скорость атакуемой цели 230—2500 км/ч
- Высота атакуемой цели 30-23000 м
- Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м в ППС на высоте более 3000м — 50-70 км
- Дальность обнаружения вертолета (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23 км, ППС-17 км[115]
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2450 км/ч (2,3 М)
- у земли: 1500 км/ч (1,26 М)
- Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)
- Практическая дальность:
- со 100 % топлива: 1430 км
- с 2 ПТБ: 2100 км
- Продолжительность полёта: до 2,5 ч
- Практический потолок: 18000 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Вооружение
- Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
- Боевая нагрузка: 2180 кг
- Точки подвески: 7
- Подвесное вооружение:
|