Як-28 — советский многоцелевой боевой самолёт. Совершил первый полёт 5 марта 1958 года. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика (по кодификации НАТО: Brewer), перехватчика (по кодификации НАТО: Firebar), разведчика, самолёта РЭБ, учебно-тренировочного самолёта (по кодификации НАТО: Maestro). Серийное производство завершено в 1971 году, всего построено 1180 самолётов (среди построенных преобладала модификация Як-28П).
Як-28 не поставлялся на экспорт. Самолёты-разведчики ограниченно использовались во время Афганской войны 1979—1989 годов.
Интересный факт — несмотря на довольно большое количество построенных
(и эксплуатировавшихся в строевых частях) самолетов официально на
вооружение он принят не был.
Именно на Як-28 совершили подвиг капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов.
6 апреля 1966 г. они ценой своих жизней отвели самолет с отказавшими
двигателями от жилого массива г. Берлин. Посмертно герои были награждены
орденами Красного Знамени. О подвиге Капустина и Янова была написана
популярная песня «Огромное небо».
Тела Капустина и Янова вместе с обломками самолёта были подняты из
озера британскими войсками; британцы сняли с Як-28 антенну РЛС и
подвергли её тщательному изучению.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 20,02 м
- Размах крыла: 11,78 м
- Высота: 4,3 м
- Площадь крыла: 35,25 м²
- Масса нормальная взлётная: 16 160 кг
- Масса максимальная взлётная: 18 080 кг
- Двигатели: Р11АФ2-300 (2×6100 кгс)
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушка: 1×23 мм НР-23 (в дальнейшем 2×23 мм ГШ-23Я)
- Бомбы:
- нормальная боевая нагрузка — 1200 кг
- максимальная — 3000 кг
|