Як-52 — спортивно-тренировочный самолёт, двухместный цельнометаллический моноплан
с низкорасположенным свободнонесущим крылом. В СССР являлся одним из
основных учебно-тренировочных самолётов для первоначальной подготовки
лётного состава.
- Габариты, м:
- длина — 7,7
- размах крыла — 9,5
- площадь крыла, кв.м — 15
- Вес, кг:
- пустого — 1000
- нормальный взлётный — 1315
- пилотажный взлётный — 1200
- Скорость, км/ч:
- максимально допустимая — 470
- максимальная горизонтального полёта — 285
- Скорость сваливания (на режиме работы двигателя «Малый газ»), км/ч:
- в прямом полёте — 110
- в перевёрнутом — 140
- с выпущенными щитками — 100
- Скороподъёмность у земли, м/с — 7,5
- Дальность полёта, км — 500
- Практический потолок, м — 6000
- Макс. эксплуатационная перегрузка — 7
- Продолжительность полёта, ч — 2,5
- Разбег, м — 160
- Пробег, м — 260
Модификации самолёта
- Як-52 — базовый. Выпускался в 1979—1995 годах.
- Як-52Б (Як-54) — Лёгкий ударный самолёт. Отличался усиленным крылом.
Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под
руководством А. А. Яковлева.
- Як-52М — модернизированный. Отличается двигателем М-14Х с
трёхлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём,
увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой
принудительного аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года
переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ № 308. Впервые
продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полёт 16 апреля 2004 года.
- Як-52W — экспортный для США и западной Европы. Отличается
увеличенным в 2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полётов,
гидравлическими тормозами, багажным отсеком в фюзеляже.
- «Кондор» — с двигателем Авко Лайкоминг AEIO-540 LI B5D. Отличается
трёхлопастным винтом фирмы «Хофман» (диаметp 2,5 м), новым рулём
направления. Разработан в Румынии в 1991 году.
- Як-53 — одноместный пилотажный самолёт. Разработан в 1981 году.
Як-52М
Самолет Як-52М является модернизацией самолёта Як-52 и отличается следующим:
заменено свыше 50 % бортового оборудования, что обеспечивает полёты
днем в сложных и ночью в плохих метеоусловиях; установлен новый фонарь
для обеспечения безопасного покидания с помощью системы спасения;
установлена система спасения СКС-94МЯ, которая обеспечивает аварийное
покидание самолёта членами экипажа; в конструкции крыла выполнены
баки-кессоны, что позволило увеличить дальность полёта до 900 км;
увеличена площадь руля направления; установлена шторка слепого полёта;
установлен трехлопастной воздушный винт MTV-9; модернизировано крыло для
обеспечения безопасного сваливания на нос.
Технические характеристики:
- Взлётный вес — 1 423 кг
- Мощность двигателя — 360 л.с
- Максимальная скорость — 360 км/ч
- Скорость сваливания — 110 км/ч
- Эксплуатационная перегрузка — +7/-5 g
- Максимальный запас топлива — 122 л
- Максимальная дальность полёта — 500 км
- Длина разбега/пробега — 180/300 м
- Ресурс — 3 000 ч
- Календарный срок эксплуатации — 30 лет
Як-52Б
Як-52Б — лёгкий ударный самолёт, созданный ОКБ Яковлев на базе
учебно-тренировочного самолёта Як-52. Опыт ведения военных действий в
Афганистане указывал на необходимость использования в боевых операциях
лёгких маневренных противопартизанских ударных самолётов. Одним из
проектов создания такого самолёта стал яковлевский Як-52Б (планировалось
в случае серийного производства присвоить ему обозначением Як-54). За
основу был взят дешёвый и надёжный УТС Як-52. На самолёт установили два
пилона с подвешенными блоками УБ-32. В связи с этим пришлось усилить
крылья самолёта. Самолет прошёл заводские испытания, но в связи с тем
что военные не выразили заинтересованности в самолёте, дальнейшие работы
были остановлены. Единственный вариант самолёта был передан в авиамузей
в Монино.
|