Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М.
От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь
14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и
рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Маслорадиатор,
располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а
его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в
носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг.
Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ2 и 720-740 км/час с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м — 4,1 мин), хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым
самолетом летчиков-истребителей. В конструкции Як-3 был воплощен опыт
коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков,
которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала
конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой
на крыло, близкой к 200 кг/м2. В заключении НИИ ВВС
отмечалось, что Як-3 с двигателем ВК-107А "...по основным
летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического
потолка является лучшим из известных отечественных и иностранных
истребителей". Заводы построили 4848 самолетов Як-3. По окончании войны французские лётчики полка Нормандия-Неман на 41 истребителе Як-3, переданных в дар, вылетели во Францию. Эти самолёты стояли на вооружении Франции до 1956 года. Модификации- Як-3П ВК-105ПФ2 — серийная модификация с чисто пушечным вооружением (1 мотор-пушка Б-20М и 2 синхронные
Б-20С), незначительно изменена конструкция планера и установлено новое
радиооборудование. Самолёт «опоздал» на войну, с августа 1945 выпущено
596 экземпляров.
- Як-3 с ВК-107А
- Як-3 с ВК-108
— версия с более мощным двигателем ВК-108 («потомком» ВК-107А),
развивавшим мощность на взлёте 1800—1850 л.с. Новый мотор имел новый
двухскоростной нагнетатель с лопатками Поликовского
и очень напряжённый тепловой режим, был недоведён и очень ненадёжен.
Модификация Як-3 с ВК-108 стала самым быстрым советским поршневым
истребителем, показав на испытаниях скорость 745 км/ч.
- Як-3К — версия с крупнокалиберным орудием НС-45, оказавшаяся менее удачной, чем Як-9К, из-за сильной отдачи при меньшем весе
- Як-3ПД
- Як-3Р — с ракетным ускорителем конструкции В. П. Глушко
- Як-3Т — опытная противотанковая версия с 1×Н-37 (25 снарядов) и 2×Б-20 (100 снарядов)
- Як-3Т-57
- Як-3ТК — использован мотор ВК-107А с турбокомпрессором
- Як-3У — созданная в 1945 году версия с АШ-82ФН
- Як-3УТИ
|