Як-17 (по классификации НАТО — Feather, Як-17УТИ — Magnet, первоначально Type 16 и Type 26 соответственно) — ранний реактивный истребитель ОКБ Яковлева реданной схемы. Разработан на базе Як-15, совершил первый полёт в мае 1947 года. В 1947—1949 годах в СССР выпущено 430 самолётов. Самолёты Як-17 использовались в основном для подготовки лётчиков к освоению МиГ-15, а также поставлялись на экспорт в Китай и страны Восточной Европы.
История создания
В заключении акта по государственным испытаниям Як-15,
рекомендовалось модифицировать Як-15 в учебно-тренировочный с двойным
управлением и трёхколёсным шасси. Основываясь на данных рекомендациях,
коллектив начал разрабатывать одноместный Як-15У и двухместный Як-21Т,
которые после принятия на вооружение получили обозначения Як-17 и
Як-17УТИ соответственно.
В апреле 1947-го года, на заводе № 464 в Долгопрудном, серийный Як-15
№ 01464 был переделан в спарку Як-21Т, без оружия, с кабиной для двух
пилотов и носовой стойкой шасси. Первый полёт Як-21Т (лётчик
Г. С. Климушкин) состоялся спустя месяц, 6 мая 1947 года, из-за того,
что в связи с ремонтом моста по дороге в Раменское, перевезти самолёт не
представлялось возможным.
Заводские испытания продлились две недели, в том же месяце самолёт
передали в ГК НИИ ВВС на госиспытания, закончившиеся 10 августа.
Испытания показали, что лётные данные Як-21Т существенно недотягивают до
заданных в требовании, однако ввиду нужды ВВС в учебно-тренировочном
истребителе, Як-21Т был рекомендован в серийное производство с одной
пушкой НС-23КМ и фотокинопулемётом С-13.
Як-15У также был изготовлен из серийного Як-15 на заводе № 464. На
самолёте стояли две пушки НС-23 с боекомплектом в 105 патронов, прицел
АСП-1 и фотокинопулемёт ПАУ-22. Из-за новой схемы шасси, носовая часть
фюзеляжа конструкция крыла были несколько изменены. Была несколько
увеличена по длине и высоте кабина пилота, самолёт получил новый фонарь с
лучшим обзором. Также изменилась форма оперения, при этом киль и
горизантальное оперение были увеличены. Проблема недостаточного запаса
горючего была решена благодаря установке топливных баков на законцовках
крыла.
В июне 1947 состоялся первый полёт, а заводские испытания закончились
10 августа. Госиспытания в ГК НИИ ВВС начались 14 августа и закончились
15 ноября, с отметкой удовлетворительно. После некоторых доработок, в
марте 1948 года, Як-15У прошел повторные госиспытания и был рекомендован
к серийному производству.
Всего под обозначением Як-17 и Як-17УТИ, на заводе № 31 в 1948—1949
году было изготовлено 430 истребителей. По сравнению с опытной машиной в
серийные самолёты были внесены следующие изменения: размах
горизонтального оперения был увеличен с 3,25 до 3,6 м, вместо
стандартных пушек НС-23, использовались НС-23КМ
с удлиненными стволами, применялся дополнительный фотокинопулемёт С-13.
Машины поздних серий оснащались двигателями РД-10А, имевшими 50-ти
часовой ресурс.
Модификации
- Як-15У: Первоначальное обозначение Як-17
- Як-21Т: Первоначальное обозначение Як-17УТИ.
- Як-17: Серийный истребитель.
- Як-17УТИ: Двухместный учебно-тренировочный вариант.
- Як-17В: Польское обозначение Як-17УТИ.
Эксплуатация
В 1948 году Як-17 и Як-17УТИ начали поступать в авиаполки СССР. Например, в 1950 г. в Орле был сформирован 472-й истребительный авиационный полк,
полностью укомплектованный Як-17. Кроме довольно ограниченной службы в
ПВО, истребитель направляли в соединения, получавшие другие реактивные
истребители, для облегчения освоения реактивной техники. Несмотря на то,
что конструкторам удалось избавить новый истребитель от части «детских
болезней» Як-15,
он по-прежнему не слишком годился для строевой службы. Сказывались
малая дальность полёта, малый ресурс и низкая надёжность двигателя
РД-10, даже в его доработанном варианте РД-10А. Пожар, прогар лопастей,
помпаж, несанкционированное выключение двигателя и тому подобные случаи
происходили очень часто. С другой стороны, Як-17 был прост в
пилотировании, обладал отличным обзором из кабины, короткой дистанцией
разбега и низкой посадочной скоростью. Эти качества и обусловили его
ценность в качестве переходного истребителя в процессе замены парка
поршневых истребителей на реактивные.
В строю Як-17 прослужил недолго: во-первых, планер истребителя имел
небольшой ресурс, а во-вторых, в войска начали поступать в больших
количествах истребители МиГ-15.
К 1952 году в советских авиаполках не осталось Як-17. Снимаемые с
вооружения самолёты или списывались, или передавались Китаю и в страны
Восточной Европы, где они также использовались в качестве переходного
самолёта. Двух- и одноместные истребители получили Польша и Чехословакия, только спарки — Болгария, Румыния и Китай.
В Польше планировалось производство Як-17, однако дальше выпуска
двигателей для него дело не пошло. Производство РД-10А на заводе в
Жежуве позволило несколько продлить срок службы Як-17.
Экспорт
ВВС Болгарии получили несколько Як-17УТИ в 1951 году,
которые были распределены между 15-м ИАП, 25-м ИБАП, 2-м учебным БАП и
авиационным училищем «Георги Бенковски». Самолёт использовался как
учебный для Як-23 и переходный к МиГ-15. Служба Як-17 в ВВС Болгарии продлилась не более 4-5 лет.
В Китай поставлялись только двухместные Як-17УТИ, где они использовались для подготовки пилотов МиГ-9.
Первые три Як-17 прибыли в Варшаву летом 1950 года, за ними последовало небольшое количество Як-17 и Як-17УТИ, обозначенных в польских ВВС
Як-17В. Спарки использовались в качестве учебно-тренировочного самолёта
в Офицерской авиационной школе № 5, до поступления в неё МиГ-15УТИ. В начале 1957 года два Як-17В (№ 1 и 4) были переданы Институ авиации в Варшаве. Як-17В № 4 совершил свой последний полёт 3 февраля 1960 года.
ВВС Румынии получили несколько Як-17УТИ в 1951 году, самолёт использовался как учебный для Як-23 и переходный к МиГ-15.
Небольшое количество Як-17 и Як-17УТИ ВВС Чехословакии получили в 1950 году. Планировался серийный выпуск истребителя на заводе «Руды Летов» под обозначением S-100, но так и не был начат.
Як-17 в музеях
Тактико-технические характеристики
Массо-габаритные характеристики
|
|
Як-17[1][2] |
Як-17УТИ[1][2] |
Длина |
8,70 м |
8,70 м |
Размах крыла |
9,20 м |
9,20 м |
Высота |
2,30 м |
2,30 м |
Площадь крыла |
14,85 м² |
14,85 м² |
Масса пустого |
2081 кг |
2094 кг |
Масса снаряженного |
2890 кг |
2906 кг |
Масса максимальная взлётная |
3240 кг |
|
Лётные характеристики
|
Максимальная скорость |
|
У земли |
700 км/ч |
696 км/ч |
На высоте |
748 км/ч |
726 км/ч |
Практическая дальность полёта |
|
без ПТБ |
395 км |
330 км |
с ПТБ |
717 км |
|
Практический потолок |
12750 м |
12100 м |
Скороподъёмность |
17,6 м/с |
|
Нагрузка на крыло: |
194 кг/м² |
|
Тяговооружённость |
0,31 |
|
Экипаж и оснащение
|
Экипаж |
1 чел. |
2 чел. |
Вооружение |
|
Стрелково-пушечное |
2×23 мм НС-23КМ |
1×23 мм НС-23КМ |
Боезапас |
2×60 23 мм сн. |
1×60 23 мм сн. |
Силовая установка |
1×ТРД РД-10А |
1×ТРД РД-10А |
Тяга: |
1×910 кгс |
1×910 кгс |
|