МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — двухместный сверхзв уковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ"»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на
предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в
простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и
пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа
из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное
пространство протяжённостью по фронту 800—900 км. История
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.
Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить
благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности
(впервые в мире[1]) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.
22 апреля 1976 года начались ГСИ Миг-31.
Первый этап ГСИ завершился в декабре 1978 года.
Второй этап начался в сентябре 1979 и завершился в сентябре 1980.
Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 г.
истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на
вооружение
В 1981 году
началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из
двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты
предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики
стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.
Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.
На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении
самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.
В 2008 завершен первый этап ГСИ МиГ-31БМ, продолжается второй этап.
Оборудование
Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет
импульсно – доплеровская радиолокационная станция с пассивной
фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский),
БРЛС
- дальность обнаружения воздушных целей: 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на попутных ракурсах с вероятностью 0.5)
- дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² с вероятностью 0,5 на догонных ракурсах: 35 км
- количество обнаруживаемых целей: 24
- канальность для ЦУ: 8
- дальность автоматического сопровождения: 120 км
На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность
обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое
сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы
«Заслона» отслеживает до 24 целей и одновременно может атаковать до 8
целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее
важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты
«воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).
МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность до 56км).
В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем —
выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного
обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам
Р-40ТД и Р-60 с ТГС.
Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему
автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс
КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем
«Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП»
(А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик»[источник не указан 1079 дней] (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).
Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и
ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи,
взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой
управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения,
полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в
составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым
обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает
автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх
перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и
наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).
Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно
обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно
обстреляны ракетами Р-33С. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса
Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую
компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось
отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не
знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны
приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8
дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным
изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено
три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная
информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с
телекамер управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также
индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.
Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ
(в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате
доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили
практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.
На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут
устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы
вооружения и оборудования западного производства.
Дальность полёта
Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на
середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной
ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта
составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.
Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:
- без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 ч 44 мин;
- с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 ч 35 мин;
- с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 ч 26 мин.
Модификации
С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолета:
- МиГ-31Б — серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году.
- МиГ-31БС — МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б;
- МиГ-31БМ — модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 Миг-31 в Миг-31БМ. В 2008 году завершен первый этап ГСИ, продолжается второй этап. Модернизированные самолеты получат новую систему управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.
- МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим»;
- МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория в Жуковском;
- МиГ-31М — модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
- МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
- МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
- МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
- Миг-31ДЗ — серийный истребитель-перехватчик, оборудованный
системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением
штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и
оборудованием второй кабины).
Эксплуатация
Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане.
Россия- В ВВС России на вооружении стоят 252 самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:
-
-
-
- ВМС России 30
Казахстан- В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП — аэродром Караганда.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
МиГ-31 обладает следующими техническими характеристиками:
- экипаж — 2 человека;
- длина — 21,62 м;
- размах крыла — 13,45 м;
- высота — 6,50 м;
- площадь крыла — 61,60 м²;
- масса:
- пустого самолета — 21 820 кг;
- с полной заправкой — 39 150 кг;
- максимальная взлетная масса — 46 750 кг;
- масса топлива — 17 330 кг;
- тип двигателя — ТРДДФ Д-30Ф6;
- тяга:
- максимальная — 2 × 9500 кгс;
- на форсаже — 2 × 15 500 кгс;
- масса двигателя — 2416 кг.
Лётные характеристики
Лётные характеристики Миг-31:
- максимальная допустимая скорость на большой высоте — 3000 км/ч (М2,82);
- максимальная допустимая скорость на малой высоте — 1500 км/ч[10];
- крейсерская скорость:
- сверхзвуковая — 2500 км/ч (M2,35);
- дозвуковая — 950 км/ч (M0,9);
- практическая дальность:
- на 2,35 М, высота 18 000 м — 720 км;
- на 0,8 М, высота 10 000 м — 1450 км[5]:
- без дозаправки с 2 ПТБ — до 3000 км[11];
- с одной дозаправкой — до 5400 км[11];
- боевой радиус — 720 км;
- продолжительность полёта — до 3,3 ч;
- практический потолок — 20 600 м[11];
- нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе — 759 кг/м²;
- с полной заправкой — 635 кг/м²;
- тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе — 0,66;
- с полной заправкой — 0,79;
- максимальная эксплуатационная перегрузка — 5 g[11].
Вооружение
МиГ-31 может нести следующее вооружение:
- пушечное:
- пушка шестиствольная ГШ-6-23:
- боекомплект — 260 патронов;
- скорострельность:
- при НУ — не менее 8000 мин−1;
- при t = −60 °C — не менее 6400 мин−1;
- ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
Аварии и катастрофы
- 20 сентября 1979 года, г.Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж успешно катапультировался.
- Осень 1979 года, г.Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания. Экипаж успешно катапультировался.
- 4 апреля 1984 года,
аэродром ЛИИ (г.Жуковский), ОКБ А.И.Микояна, первая версия - отказ
системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия -
разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к
нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе.
Экипаж погиб.
- 22 июля 1987 год,
аэр. Комсомольский, 763 иап, в стратосфере отказ с последующим пожаром
двигателя, взрыв бака, отказ управления. Экипаж катапультировался.
- 8 августа 1988 года, Кольский п-ов, 174-й ИАП, пожар во время полета над морем. Самолет успешно посажен на аэродром.
- 20 декабря 1988 года,
г. Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного
полета - не хватило высоты для вывода самолета из пикирования. Экипаж
погиб.
- 11 января 1989 года,
аэродром Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика пожар левого
двигателя, неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоуслових.
Экипаж погиб..
- 6 сентября 1995 год, аэр. Котлас, сваливание после пуска. Катапультировались.
- 12 июля 1996 год,
аэр. Комсомольский, 763 иап, заход на посадку с имитацией отказа
двигателя, перелет, при уходе на второй круг столкновение с АТУ. Летчик
погиб при катапультировании.
- 16 июля 1996 год,
аэр. Хотилово (аэр. базирования Громово),на взлете самовыключение обоих
форсажей. При выкатывании столкновение с препятствием. Экипаж погиб.
- 15 августа 1996 год, аэр. Комсомольский, 763 иап, потеря контроля за высотой. Катапультирование произошло в момент столкновения. Летчик погиб.
- 5 апреля 2000 в Архангельской области разбился Миг-31
- МиГ-31 потерпел аварию 14 октября 2003 в 14:54 по московскому
времени в районе поселка Боровая Старицкого района Тверской области.
Жертв нет.
- 17 февраля 2007 в Казахстане разбился МиГ-31
- 12 ноября 2008 в Казахстане аварийно сел МиГ-31, подломилась стойка шасси
- 19 ноября 2010 года, взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки, МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
- 6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино сразу после взлета разбился «МиГ-31». Погибли оба пилота
|