В-12 (также называемый Ми-12, хотя официально такое переименование произведено не было, Homer — по классификации НАТО) — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт,
когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью является
боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые
приводятся в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ. 
В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью
не менее 30 тонн, для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН, создание позиционных районов для которых планировалось в районах без дорог с твёрдым покрытием. Конструкция
Первые изыскания по проекту сверхтяжелого вертолета, получившего
заводское обозначение В-12, начались в 1959 году. Проектирование
началось в 1963 году.
Для удешевления разработки, а также ускорения постройки и внедрения
вертолёта конструкторы решили создавать его путем удвоения винтомоторных
групп (несущий винт, силовая установка, главный редуктор и система
управления) Ми-6,
уже испытанного и находящегося в серийном производстве и широкой
эксплуатации. Проект воздушного гиганта представлял собой
четырёхдвигательный аппарат по двухвинтовой поперечной схеме. По концам
каждой ферменной консоли-крыла находилась винтомоторная гондола с двумя газотурбинными двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. каждый. Крыло обратного сужения имело небольшое поперечное V. Внутри него проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты обоих винтов. Горючее находилось в крыльевых и наружных подвесных топливных баках.
Фюзеляж В-12 был выполнен в виде гигантского полумонокока.
Его переднюю часть занимала двухэтажная кабина экипажа. В хвостовой
части фюзеляжа имелся силовой трап с боковыми створками, которые при
раскрытии образовывали проем для въезда самоходной техники и погрузки
различных грузов с помощью мощных электролебедок и тельферов.
Центральную часть фюзеляжа занимал гигантский грузовой отсек с
размерами: 28,15 х 4, 4×4,4 м.
История
Первый полет вертолёт совершил 10 июля 1968 года (лётчик-испытатель В. П. Колошенко). В феврале 1969 года поднял 31 030 кг полезной нагрузки на высоту 2910 м. 6 августа 1969 — В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м,
установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не
побит до сих пор. Второй опытный образец В-12 совершил первый полет 28
мая 1973 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров).
Первый В-12 с регистрационным номером CCCP-21142/H-833 был показан на выставке в Ле Бурже в 1971 году. За создание сверхгрузоподъемного В-12 Американское геликоптерное общество наградило ОКБ
М. Миля «Призом И. И. Сикорского», присуждаемого за выдающиеся
достижения в вертолётной технике (В-12 по размерам более чем вдвое, а по
весу — более чем в четыре раза превосходил самые тяжелые американские
вертолеты: CH-53 Сикорского и Боинг-Вертол «Чинук»).
Всего было построено два прототипа (в некоторых источниках упоминается
третий прототип В-12, который якобы разбился во время испытаний, но эта
информация никак не подтверждается).
Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъёмности, программа
была признана неэффективной — к этому времени у военных отпала
необходимость в вертолёте такой грузоподъемности, благодаря созданию к
тому времени более эффективных и более лёгких стратегических ракет на
мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и
Вооруженных Сил успешно удовлетворялись вертолетами Ми-6 и Ми-10. Поэтому разработка В-12 была прекращена, и второй опытный вертолёт был передан в музей ВВС в Монино. Первый опытный находится на хранении в подмосковных Панках на территории МВЗ, на вечной стоянке.
В день рождения М. Л. Миля В-12 на территории Московского вертолётного завода был превращён в музей.
Интересные факты
В конце марта — в начале апреля 2009 года в СМИ появились сообщения,
что американская компания Hotelicopter якобы строит первый в мире
летающий отель, четырёхэтажный Отель-Вертолёт на 18 номеров[1][2],
и базой для него послужил один из экземпляров В-12, купленный, по
утверждениям компании, ещё в 2004 году. Однако впоследствии выяснилось,
что сообщения об этом проекте — всего лишь рекламный ход для привлечения
внимания к интернет-сервису hotelicopter.com, который был запущен
примерно через неделю после этих сообщений. На самом деле было построено всего 2 вертолета В-12, из которых один хранится на территории МВЗ имени М. Л. Миля в Панках, а второй находится в экспозиции авиационного музея в Монино.
|