Разработка
Самолёт, разработанный Н. Н. Поликарповым совместно с Д. П. Григоровичем, повторял схему и размеры И-6. Опытный И-5 был выпущен в трех вариантах. Первый прототип самолёта, известный как ВТ-11, взлетел 29 апреля 1930 года (испытательный полет совершил пилот Б. Л. Бухольц). Второй прототип отличался от первого двигателем — на первом стоял Бристоль Юпитер VII (высотный), а на втором — Юпитер VI невысотный. На третьем был установлен отечественный высотный двигатель М-15 (2-М15). Два последних самолета имели собственные имена — «Клим Ворошилов» и «Подарок XVI партсъезду» соответственно. Третий самолет отличался от первых двух капотом двигателя, закрывавшим цилиндры полностью. Его первый полет состоялся 1 июля. Все прототипы не имели обтекателей колес, введенных в серии. За август-сентябрь 1930 г. была выпущена войсковая серия в 7 экземпляров.
[править] Серийное производство
Поскольку завод № 21, где планировалось его производство, только строился, массовое производство было начато только в конце 1932. Вариант с двигателем М-15 не нашел применения, основным стал М-22 в 480 л.с. Основная серия вооружалась 2-мя синхронными ПВ-1 с 1200 патронами. Кроме того, можно было подвешивать до 40 кг бомб. На 10 серийных И-5 было установлено 4 ПВ-1 с 4000 патронами.
[править] Конструкция
Самолёт был одноместным бипланом с неравными длинами крыльев (нижнее крыло короче верхнего) — полуторапланом, с не убирающимися шасси и хвостовой опорой. У самолёта была смешанная конструкция. Фюзеляж — ферменный, сварной из стальных труб (как и рама двигателя). Его форма создавалась легким дюралюминевым набором рамок и стрингеров, поддерживающих полотняную обтяжку. Крылья — двухлонжеронные, стойки коробки крыльев — дюралюминовые каплевидные трубы. Оперение — дюралюминовое с полотняной обтяжкой.
[править] История применения
И-5 состоял на вооружении ВВС СССР вплоть до 1939 года. Некоторые И-5 использовались в авиаклубах.
В 1941 году, с началом войны в боевых частях стала остро ощущаться нехватка самолётов в связи с их высокими потерями. В результате несколько И-5 использовались в качестве лёгкого штурмовика и ночного бомбардировщика. Устаревшие самолёты были получены боевыми частями из лётных школ, где продолжали использоваться в качестве тренировочных. Вторая мировая война стала первой, в которой данный самолёт вступил в бой.
Самолет воевал: в 11 авиационном полку ВВС Черноморского Флота, во 2-м штурмовом авиаполку ВВС 5 ОА (в Крыму) — с октября 1941 по январь 1942 годов; в 604 и 605 истребительных авиаполках — использовался для штурмовок до января 1942 года. [1]
[править] Варианты
И-5 УТИ-1 учебный — кабина летчика сдвинута вперед и за ней было устроено второе сидение с управлением. Был переделан из обычного в 20 экземплярах в 1934 году.
И-5 бис — улучшенный вариант И-5. Не смог пройти государственные испытания, многие из улучшений, предложенные в этой модификации, были внедрены на серийных И-5 без изменения в наименовании самолёта.