Ту-126 |
---|
|
Ту-126 на авиабазе Зокняй, Литовская ССР |
Тип | Самолёт ДРЛО |
Разработчик | КБ А. Н. Туполева, филиал в г. Куйбышеве при заводе №18, НИИ-17 |
Производитель | Завод №18 |
Главный конструктор | А. И. Путилов |
Первый полёт | 1962 год |
Начало эксплуатации | 1965 год |
Конец эксплуатации | 1980-е годы |
Статус | снят с вооружения |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
Годы производства | 1961-1968 |
Единиц произведено | 9 машин |
Базовая модель | Ту-114 |
Изображения на Викискладе |
Ту-126 (изделие «Л» (Лиана), по кодификации НАТО: «Moss») — самолёт радиолокационного дозора и обнаружения воздушных и морских целей. Создан на базе пассажирского лайнера Ту-114. Оборудован радиолокационным комплексом «Лиана».
История создания
В середине 20 века угроза ядерного нападения на СССР была более чем реальна. Наибольшую опасность представляли стратегические бомбардировщики США с ядерным оружием на борту. Так как наиболее опасным было северное направление, а строительство сети РЛС в условиях Крайнего Севера требовало больших затрат, было принято решение о разработке и создании авиационного комплекса раннего радиолокационного обнаружения. 4 июля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 608-293. Ведущим конструкторским бюро по теме был коллектив А. Н. Туполева.
Первоначально прорабатывался вариант самолёта на базе Ту-95. Два года велась исследовательская работа и к 1960 году было принято решение не использовать в качестве базового стратегический бомбардировщик. Гораздо лучше для размещения большого количества аппаратуры и многочисленного экипажа подходил пассажирский лайнер Ту-114. Постановлением СМ СССР № 567-230 от 30 мая 1960 года определялся разработчик самолёта — КБ А. Н. Туполева, разработчик комплекса «Лиана» —НИИ-17 и изготовитель — завод № 18 в г. Куйбышеве. Непосредственно разработкой самолёта занимался филиал Туполевского КБ на заводе № 18, руководил работами конструктор А. И. Путилов.
Первый Ту-126 был построен осенью 1961 года. Испытания продолжались до осени 1964 года, а апреле 1965 года самолёт был принят на вооружение. Серийное производство продолжалось до 1968 года, построено 9 машин. Все они поступили на вооружение в Шяуляй (Литовская ССР). Эксплуатация продолжалась до 1980-х годов, пока не поступил на вооружение самолётА-50. Радиолокационный комплекс «Шмель» самолёта А-50 отрабатывался на одном из переоборудованных Ту-126.
[править]Особенности конструкции
В самолёте полностью перекомпонована пассажирская кабина. Всю переднюю и среднюю часть занимают пульты с рабочими местами радиотехнического экипажа, в задней части размещались блоки РЛС, систем радиотехнической разведки и связи. Грибообразная антенна обзорного радиолокатора «Лиана» устанавливалась в обтекателе на пилоне над фюзеляжем. Радиопрозрачный 11-метровый обтекатель вращался в полёте вместе с расположенной внутри антенной со скоростью 10 об/мин.
В носовой части фюзеляжа находилась штанга топливоприёмника воздушной заправки «шланг-конус». Внизу кабины располагался большой воздухозаборник системы охлаждения радиоаппаратуры. Внизу хвостовой части фюзеляжа установили фальшкиль, для улучшения путевой устойчивости. Оборонительного стрелкового вооружения на самолёте не было, на части машин в корме устанавливалась аппаратура РЭП.
Экипаж машины состоял из двух смен по двенадцать человек. В составе лётного экипажа было два штурмана, два пилота,бортинженер и радист. В составе радиотехнического экипажа был командир (офицер наведения), четыре оператора и инженер. Ввиду большой продолжительности полёта, до 11 часов без дозаправки, смены периодически менялись. Для свободной смены были оборудованы места для отдыха.
Самолётная аппаратура позволяла обнаруживать воздушные цели на расстоянии 100—350 км и надводные — до 400 км, излучение РЛС на удалении до 500—600 км; осуществлять передачу данных на командные пункты ПВО и ВМФ на дальностях до 2000 км. Самолёт мог применяться для наведения перехватчиков на цель, в том числе и дальних Ту-128С-4.
[править]Основные данные самолёта Ту-126
- двигатели, тип — НК-12МВ
- длина самолёта — 54,1 м
- размах крыла — 51,1 м
- высота — 15,5 м
- взлётная масса — 171000 кг
- макс. скорость на высоте 9000 м — 790 км/ч
- крейсерская скорость — 650—700 км/ч
- практический потолок — 10700 м
- практическая дальность полёта без дозаправки — 7000 км
- практическая продолжительность полёта с одной дозаправкой — 17-18 ч
- экипаж 2×12 человек