Ми-8 (В-8, изделие «80», по кодификации НАТО: Hip) — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов.
Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также
входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко
используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор[7]. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.
Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (изделие "88", при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира.
В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
История
К концу 1950-х годов в составе ВВС Советского Союза насчитывалось уже несколько вертолётных дивизий. Стоявший на вооружении многоцелевой Ми-4
мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или же принять на борт
8 носилок, одно орудие или автомобиль. Военные были довольны этой
машиной, однако её конструктор считал, что настало время машин с
газотурбинными двигателями.
Во второй половине 1950-х годов были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна», и для их переброски потребовался вертолёт большей грузоподъемности. Им стал газотурбинный Ми-6, самый грузоподъемный по тем временам. Вскоре и на замену Ми-1 пришел турбовинтовой Ми-2. Осталось заменить Ми-4 машиной нового поколения. Проект получил индекс Ми-8.
По настоянию Никиты Хрущева заказчиком Ми-8 выступило Министерство
Гражданской Авиации. Выдвинутые заказчиком жесткие требования
экономичности окончательно сформировали облик уникальной машины.
Работы над Ми-8 шли полным ходом, когда Михаила Миля неожиданно
вызвали в Кремль. Предложение, которое сделал ему Хрущев было
удивительным — он должен был поехать в США, чтобы оценить и, при
необходимости, закупить несколько вертолетов фирмы Sikorsky. Но,
конечно, главным делом был осмотр производства и выяснение возможностей
американских вертолетов. Милю с коллегами удалось даже полетать на новом
S-58.
В 1964 году,
после отстранения Хрущева, командование ВВС не стало принимать на
вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для
апробации. Однако, Ми-8 был высоко оценен Министерством Гражданской
Авиации, сделавшим заказ на массовую серию. И вскоре после этого
винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.
В июне 1965 года
Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну
из самых представительных экспозиций. Вертолеты КБ Миля Ми-8, Ми-6, и летающий кран Ми-10
произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже
руководство военного командования СССР наконец-то оценило достоинства
Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский
вертолет, машина РЭБ, летающий командный пункт, постановщик мин.
19 мая 2010 года в Конотопе прошли летные испытания вертолета Ми-8МТВ
с двигателями новейшей модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Был установлен
мировой рекорд, когда вертолет за 13 минут поднялся на высоту в 8100
метров. При этом максимальная мощность двигателя — 2000 л.с.
поддерживалась в течение 30 минут. Показанные характеристики позволят
многоцелевому вертолету Ми-8, уверенно летать в горах на самых
предельных высотах. Ранее в ходе испытаний боевого Ми-24
с такими же двигателями была зафиксирована рекордная для вертолетов
скороподъемность. На высоту 5000 метров вертолёт поднялся всего за
девять минут.
Двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В разработан украинским предприятием «Мотор Сич». Он прошёл полный цикл государственных испытаний и получил международный сертификат типа СТ267-АМД, который председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина лично вручила председателю совета директоров «Мотор Сич» Вячеславу Богуслаеву.
Украинский двигатель отвечает самым жестким международным требованиям,
безотказен в условиях высокогорья, а значит разрежённости воздуха, и
перепадов высоких-низких температур[8].
Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс
модификаций. Позже на его базе был разработан и построен
вертолет-амфибия Ми-14.
В 2011 году на Улан-Удэнском Авиационном Заводе началось изготовление
глубоко модернизированного вертолета Ми-8 - вертолет Ми-171А2
(программа вертолета Ми-8М). Машина отличается новым комплексом
бортового оборудования, обеспечивающим работу экипажа из 2х человек,
новыми топливными баками и топливной системой без расходного бака,
двигателями ВК-2500ПС с современной электронно-цифровой системой
управления двигателем типа FADEC.
МИ-8Т оборудован бортовым комплексом обороны Л-370ЭВ (ЦКБ Автоматики г.Омск).
Модификации
Вертолёт Ми-8 является мировым рекордсменом по количеству модификаций.
Опытные
Пассажирские
- Ми-8П — пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
- Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
- Ми-172
Транспортные
- Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
- Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.
Многоцелевые
- Ми-8ТБ
- Ми-8ТВ — экспортный вариант Ми-8ТБ. Отличалась установкой ПТУР 9M14M «Малютка» или их полным отсутствием.
- Ми-8АТ
- Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
- Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для
сухопутных войск предназначенный для постановки малогабаритных
неизвлекаемых противопехотных мин.
- Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
- Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
- Ми-8МТВ-2
- Ми-8МТВ-3
- Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части («дельфиний нос»).
- Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
- Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
- Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант
Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском
авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации:
пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р.
- Ми-171 - модификация вертолета Ми-8АМТ и имеет Сертификат типа выданный Международным авиационным комитетом
- Ми-171А1 - модификация вертолета Ми-8АМТ соответствующая Нормами летной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29
- Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
- Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
- Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амфибия. См. также: Модификации Ми-14.
- Ми-18 — удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
Специального назначения
Ми-8ПС-7 Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ
- Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть.
Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и
другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта
вертолетной техники.
- Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.
- Ми-8БТ — буксировщик трала.
- Ми-8СП — специальный морской спасательный.
- Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
- Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, оснащенная системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
- Ми-8С — штабной вертолет с круглыми иллюминаторами.
- Ми-8ПС — штабной вертолет с квадратными иллюминаторами.
- Ми-8КП — специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
- Ми-8ГР или Ми-8Р — разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
- Ми-8К — артиллерийский корректировщик.
- Ми-8ТАКР — вертолет с комплексом телевизионного наблюдения.
- Ми-8ВД — радио-химический разведчик.
- Ми-8С — модификация с комбинированной силовой установкой из
турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового
турбореактивного.
- Ми-8МТЛ- разведчик с возможностью одновременного применения
тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат
цели.
- Ми-8МТЮ — Был построен в единственном экземпляре.
Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных
надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.
- Ми-АМТ-1 - салон повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ
Воздушные командные пункты
- Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
- Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
- Ми-19 — воздушный командный пункт для командиров
мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом
связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
- Ми-19Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
Медицинские
- Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
- Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
- Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
- Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
- Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
- Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.
Постановщики помех
- Ми-8СМВ — постановщик помех, оборудованный станцией постановки помех «Смальта-В» (Смальта-вертолетная).
- Ми-8ПП — вертолет РЭБ (радиоэлектронной борьбы), по некоторым
источникам оборудован комплексом «Поле», но в 70-80 гг. комплексы РЭБ
принято было именовать названиями растений, возможно, этот вариант
просто путают с ранними версиями Ми-8ППА.
- Ми-8ППА — вертолет РЭБ, оснащенный станциями «Азалия» и «Фасоль», по некоторым источникам — доработанная версия Ми-8ПП.
- Ми-8МТП — постановщик помех.
- Ми-8МТПБ — постановщик помех.
- Ми-8МТПИ — постановщик помех.
- Ми-8МТПШ — постановщик помех.
- Ми-8МТД — постановщик помех.
- Ми-8МТР1 — постановщик помех.
- Ми-8МТР2 — постановщик помех.
- Ми-8МТС — постановщик помех.
- Ми-8МТШ1 — постановщик помех.
- Ми-8МТШ2 — постановщик помех.
- Ми-8МТШ3 — постановщик помех.
- Ми-8МТЯ — постановщик помех.
- Ми-8МТ1С — постановщик помех.
Сельскохозяйственные
- Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
- Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.
Ударные
- Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор».
- Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оснащенная комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)
Боевое применение
|