Ми-4 (по классификации НАТО: Hound — «Гончая») — многоцелевой советский вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1950-х годов.

История
Разработка вертолёта среднего класса Ми-4 началась в сентябре 1951 года.
Разрабатывая Ми-4, ОКБ Миля преследовало цель ликвидировать отставание в
разработке вертолётов среднего класса: известно, что США активно
использовали вертолёты, в частности «Чикасо»,
в ходе войны в Корее. Несмотря на сходную компоновку с Н-19 (S-55),
новый советский вертолёт существенно отличался от американского, в
первую очередь — намного большими размерами и массой. Разработка была
выполнена в очень короткий срок: уже в апреле 1952 года начались первые
испытания вертолёта на привязи. Первый полёт на Ми-4 выполнил
лётчик-испытатель В. В. Винницкий 3 июня 1952 года. В декаб
ре того же года начался серийный выпуск вертолёта на Саратовском авиационном заводе. С 1953 года вертолёт Ми-4 также выпускался на Казанском вертолётном заводе, который являлся головным по этой теме вплоть до снятия вертолёта с производства в 1966 году.
Вертолёты Ми-4 первых серий эксплуатировались в ВВС с 1953 года.
Примерно в то же время началась эксплуатация вертолётов в гражданской
авиации СССР, где Ми-4 вскоре стал самым распространённым типом
вертолёта наряду с Ми-1.
Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружён
ных Силах вплоть до появления Ми-8.
Применялся в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных
пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7
мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе вертолёт был награждён золотой медалью. Поставлялся на экспорт в 30 стран мира. По лицензии было произведено более 500 штук в Китае (под индексом Z-5 («Чжи-5»)).
Отдельные экземпляры Ми-4 эксплуатировались до 1980-х годов. Решение о
списании всех находившихся в эксплуатации вертолётов Ми-4 в СССР было
принято по результатам расследования аварии Ми-4А, произошедшей 2 февраля 1988 года в Читинской области[1].
Модификации
- Ми-4 — базовая модификация.
- Ми-4П- противолодочный на балоннетах.
- Ми-4М — противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на
вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с
учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием
противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
- Ми-4Л — шестиместная транспортная модификация.
- Ми-4A — вооружённо-транспортная модификация.
- Ми-4С — сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
- Харбин Z-5 — китайская базовая модификация.
- Сюаньфэн — китайская транспортная модификация.
Катастрофы и аварииДата |
Бортовой номер |
Место катастрофы |
Жертвы |
Краткое описание |
11 июня 1957 |
Л0514 |
Магаданская область, Чукотский АО, 10 км от устья реки Кремянка |
0/11 |
отказ техники, недостатки в конструкции |
17 мая 1960 |
04311 |
Мурманская область, близ Мурманска |
2/3 |
Упал в воду и затонул при посадке на ледокол «Ленин». |
19 сентября 1964 |
19162 |
Якутская АССР, в районе Учура |
2/2 |
причины неизвестны |
17 сентября 1965 |
19155 |
Чукотский АО, в районе реки Кувет |
0/4 |
заход на посадку, ошибка экипажа |
24 октября 1968 |
38315 |
Якутская АССР, 48 км от Якутска |
3/3 |
ошибка экипажа, погодные условия |
27 июля 1970 |
66863 |
Якутская АССР, 22 км от Себян-Кюэля |
3/6 |
ошибка экипажа |
17 августа 1972 |
01840 |
Камчатская область, 70 км севернее пос. Козыревск |
1/6. |
заход на посадку, ошибка экипажа |
28 августа 1973 |
38254 |
Магаданская область, 15 км западнее пос. Дукат |
5/5 |
выполнение авиаработ, погодные условия |
30 апреля 1977 |
01821 |
Якутская АССР, 135 км севернее н.п. Тенкели |
3/6 |
ошибка экипажа, нестандартные причины |
01 июля 1977 |
35214 |
Якутская АССР, 2,5 км от н.п. Крест-Хальджай |
3/3 |
заход на посадку, отказ техники |
19 мая 1978 |
35214 |
Якутская АССР, Район озера Большое Токо |
1/3 |
заход на посадку, ошибка экипажа |
03 октября 1978 |
36545 |
Якутская АССР, близ н.п. Лабуя |
7/7 |
набор высоты, ошибка экипажа |
06 октября 1978 |
36545 |
Якутская АССР, близ н.п. Казачье |
5/7 |
ошибка экипажа, погодные условия |
30 октября 1978 |
38313 |
Якутская АССР, близ н.п. Казачье |
6/6 |
отказ техники |
27 августа 1980 |
14104 |
Якутская АССР, 92 км от а/п Оймякона |
2/5 |
выполнение авиаработ, ошибка экипажа |
03 ноября 1983 |
38288 |
Магаданская область, Чукотский АО, 137 км от аэропорта Анадырь |
5/5 |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
02 февраля 1988 |
63816 |
Читинская область, 53 км восточнее Муи |
8/8 |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Вертолеты аналогичного назначения
|