Ил-76 (по кодификации
НАТО: Candid — «искренний, прямой») — советский/российский тяжелый военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина.
Разработка и
производство
28 июня 1966 года Министерство авиационной
промышленности СССР поручило ОКБ С. В. Ильюшина провести
исследовательские работы по созданию проекта военно-транспортного самолёта
Ил-76.[3] Уже
25 февраля 1967 года Генеральный конструктор С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение по созданию Ил-76.[4] 27 ноября 1967 года Советом Министров
СССР было принято постановление о начале работ по созданию Ил-76[5]. Работы по созданию самолёта проходили под
руководством заместителя Генерального конструктора Г. В. Новожилова (с 28 июля 1970 года, Новожилов —
Генеральный конструктор ОКБ московского
машиностроительного завода «Стрела»). Разработка эскизного проекта самолёта велась под руководством Д. В. Лещинера. С 12 по 31
мая 1969 года работала Макетная комиссия под
руководством командующего ВТА генерал-лейтенанта Г. Н. Пакилева[6],
тогда на изготовленном в натуральную величину макете самолёта проверялось в том
числе и размещение различной военной техники в самолёте. Акт работы Макетной
комиссии был утверждён Главнокомандующим
ВВС П. С. Кутаховым 20 ноября 1969 года[7].
В конце 1980-х годов под руководством главного конструктора
Р. П. Папковского началась разработка новой модификации самолёта
Ил-76МФ/ТФ. 1 августа 1995 годаэкипаж
лётчика-испытателя А. Н. Кнышова совершил первый полёт на опытном
Ил-76МФ, изготовленном на «Ташкентском авиационном производственном объединении
имени В. П. Чкалова». В ходе работ по модернизации в фюзеляж самолёта
были добавлены две вставки по 3,3 м, что значительно увеличило объём
грузовой кабины (с 326 до 400 м³), силовая установка — 4 двигателя
ПС-90А-76. По сравнению с двигателями Д-30КП: бо́льшая тяга и лучшая топливная
экономичность — на 12-15 %, дальность полёта возросла на
15-20 %, также к нормам ИКАО приведён уровень шума и вредных
выбросов. Серийное производство Ил-76МФ планируется в России, на авиазаводе «Авиастар-СП»
в Ульяновске. В конце марта 2012 года завершается сборка первого серийного
экземпляра[8].
[править]Описание и лётно-технические характеристики
Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки
и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения.
Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с
турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации на
бетонированных и грунтовых аэродромах с прочностными характеристиками не
ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28—60 т на
расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная
масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины
Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (в двухпалубном
варианте — 245) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек
десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой
техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых
дивизий. Грузовая кабина имеет размеры 24,5 м в длину (из которых 4,5
приходится на рампу), 3,45 м
в ширину и 3,4 м в
[править]Конструкция
Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных
самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым
Т-образным оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по
задней кромке. Стреловидность крыла по линии четвертей хорд — 25°. Каждое
полукрыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевымизакрылками. В
наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная
форма). На киле имеется руль направления с триммером и сервокомпенсатором. Стабилизатор переставной, с рулём высоты и триммером-флеттнером.
Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных
кабин: кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа),
кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина
и кабина стрелка кормовой пушечной установки с парой
пушек ГШ-23Л (кабины пилотов и
штурмана герметически не разделены, кормовая кабина с пушечной установкой
присутствует только на военных версиях самолёта). В передней части фюзеляжа
расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк.
Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой
люк), однако на практике этот способ почти не применяется из-за частых
схождений в воздухе десантируемых. Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками, установленными возле
передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 т и
четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства
погрузки и разгрузки задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на
5 м. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт
возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.
Шасси пятиопорное, многоколёсное,
убирающееся в фюзеляж. Носовая нога имеет 4 бескамерных колеса (1…18 шп.),
p=5,5+0,5 кг/см2 для грунта и p=7,5+0,5 кг/см2 для бетона. Управляется от
штурвальчика на угол ±48 град. при рулении и от педалей на угол ±7 град (взлёт-посадка).
Колёса затормаживаются при уборке. Главные ноги шасси состоят из передних и
задних стоек (35…51 шп.). На каждой из четырёх стоек установлено по 4 камерных
колеса с p=4,5+0,5 кг/см2 для грунта и p=7+0,5 кг/см2 для бетона. Стояночное
торможение от переключателя на ЦПЛ. Ось с колёсами разворачивается на 90 град.
при уборке.
Генератор нейтрального газа (азотная система) установлен в
передней части правого обтекателя шасси и правом переднем багажнике. Служит для
выработки НГ и выдачи его по трубопроводам в надтопливное пространство баков.
Азотная система дополнительно имеет 16 баллонов (16 л) с азотом.
[править]Гидросистема
Предназначена для:
·
уборки и выпуска шасси;
·
торможения колес ГНШ;
·
поворот колёс ННШ;
·
уборки и выпуска закрылков
и предкрылков;
·
управление спойлерами и тормозными щитками;
·
открытие и закрытие входных дверей;
·
управление рампой,
гермостворкой, створкой грузового люка;
·
управление хвостовой опорой;
·
открытие и закрытие аварийных люков;
·
управление стеклоочистителями;
·
управление створками фотолюка.
Гидросистема делится на 2 самостоятельные, независимые друг от
друга системы, № 1 и № 2. Рабочее давление 210-7+15 кг/см2, объём
масла АМГ-10 ≈240 л. Источником давления в гидросистеме является 2гидронасоса НП-89 для г/с № 1 (на 1 и 2
двигателе), 2 гидронасоса НП-89 для г/с № 2 (на 3 и 4 двигателе).
Аварийным источником в каждой г/с являются электроприводные насосные станции
НС-46. Контроль за работой осуществляется с панели, установленной на левом
борту кабины экипажа, у бортинженера.
[править]Топливная система
Топливная система предназначена для размещения и подачи топлива к
основным двигателям, к ВСУ ТА-6А и ГНГ. ТС состоит:
·
топливных баков, размещённых по всему крылу и представляющие собой
кессон-баки, входящие в силовую схему крыла. Топливные баки имеют систему
дренажа.
·
системы перекачки топлива и подачи его к основным двигателям.
·
системы подачи топлива к ВСУ.
·
системы заправки топливных баков.
·
системы слива конденсата и топлива.
[править]Противопожарная система и система НГ
Стационарная противопожарная система (ППС) обеспечивает
обнаружение, сигнализацию и ликвидацию пожара в мотогондолах двигателей, в
передней части центроплана и СЧК, в отсеках ВСУ и ГНГ. В качестве огнегасящего
состава в стационарных ППС используется хладон 114 В2, который заключён в трёх
цилиндрических баллонах УБЦ-16-7 (16 л, 7 пироголовок). В случае посадки с
убранными шасси стационарная ППС обеспечивает разрядку всех трёх огнетушителей
(автоматически). Сигнал поступает от КВ находящихся под снимаемыми обтекателями
на консолях крыла и в нижней части обтекателей шасси.
Система нейтрального газа (СНГ) предназначена для предохранения
топливных баков самолёта от взрыва или пожара в случае прострелов крыла во
время выполнения боевого задания или пролёта зоны боевых действий. При работе
системы нейтральный газ (НГ) подаётся в надтопливное пространство баков и,
заполняя его по мере выработки топлива, создаёт взрывопредупреждающую среду,
вытесняя воздух и топливные пары. Источником нейтрального газа является
генератор нейтрального газа (ГНГ). Нейтральный газ в ГНГ образуется из воздуха
в результате сжигания в нём топлива. Воздух подаётся из СКВ, топливо из ТС.
Основной компонент нейтрального газа азот воздуха (80 %). Кроме того,
нейтральный газ должен содержать не менее 11 % СО2 и может содержать О2 и
СО не более чем по 2 %. Управление СНГ сосредоточено на панели рабочего
места БИ.
[править]Система электроснабжения
Система СП3С4П60В переменного трёхфазного тока напряжением 200/115
В является первичной и основной системой электроснабжения на самолёте. Система
объединяет 4 канала по числу синхронных генераторовГТ-60ПЧ6А
и разделяется на 2 независимые подсистемы: подсистему левого и правого борта с
двумя генераторами, работающими раздельно или параллельно, в каждой независимой
подсистеме. Предусмотрена параллельная работа трёх генераторов, параллельная
работа четырёх генераторов исключается. Генераторы подключены через приводы
постоянных оборотов (ППО). С каждым генератором работает аппаратура:
·
рабочие места медработников и борттехника по АДО дополнительно
освещается лампами СЛШН-48.
Хвостовая часть самолёта
·
освещается пятью плафонами ПС-45, одновременно освещая штыри
замков гермостворки. Электропитание получают от ЦРУ-37 и 38 (РУ-43 и 44) и
включаются двумя переключателями на шп.90 у входа в кабину СВС и у двери на
гермостворке.
Остальные отсеки и хвостовое оперение
·
освещается плафонами ПСН-51 или плафонами ПС-45, их переключатели
находятся у входа в соответствующие отсеки. Предусмотрены переносные лампы
ПЛ-64, розетки по всему самолёту.
Посадочно-рулёжные фары
·
4 рулёжные фары ПРФ-4М установлены на законцовках крыла и в
носовой части фюзеляжа, получают электропитание от ЦРУ-35,36 и РУ-23,24.
Переключатель управления «Фары» расположен на верхнем щитке лётчиков.
·
фара подсвета стабилизатора ФПР-14 установлена в левом обтекателе
шасси в районе шп.54…55, получает электропитание от ЦРУ-35 и включается
нажимным переключателем «Подсвет стабилизатора» на щитке в техническом отсеке
экипажа у смотрового прибора ТС-27АМШ.
·
ручной сигнальный прожектор РСП-45 находится в ложементе на правом
пульте кабины штурмана и может использоваться для освещения препятствий в
полосе руления и подачи световых сигналов.
К внутренней сигнализации относится
·
4 световых указателя «Аварийный выход» СУ-2А расположены над
аварийными выходами из грузовой кабины и имеют индивидуальные источники
электропитания, включаются у б/т по АДО и обеспечивают не менее 10 минут
горение и могут быть использованы в качестве переносных светильников.
Аэронавигационные огни
·
3 огня АНО типа ХС-62 справа с зелёным, слева с красным в
законцовках крыла и белым в Х. О. Электропитание от ЦРУ-37 через блок
управления БУАНО-76 (шп.37…38 слева) и могут быть включён в режимах:
«30 %», «60 %», «100 %» яркости (постоянным светом) и «мигание»
(с частотой 45 вспышек/мин с яркостью 100 %).
·
Габаритные огни: 2 огня ОГ-68 установлены в законцовках левого и
правого полукрыла и предназначены для обозначения размаха крыла и освещения
препятствий в полосе руления на 80…100 м.
·
Импульсные маяки СМИ-2КМ, состоит из блока питания и двух
светильников импульсного разряда, установлены на центроплане шп.29 и средней
створке грузового люка. При открытии грузолюка происходит автоматическое
отключение маяка.
·
Хвостовые огни полётов строем и сигнализации по ведущему: 2 огня
ХС-62 расположены в хвостовой части фюзеляжа и имеют сменные светофильтры:
красного, жёлтого, белого и зелёного цвета, которые хранятся на левом борту
шп.68…69. Переключатель управления находится у штурмана: «Десантирование»
«Поток левый — Поток правый».
[править]Приборное оборудование
Для решения ряда аэронавигационных задач необходимо измерение и
вычисление следующих параметров: барометрической высоты, приборной и истинной
скорости полёта, числа М и температуры наружного воздуха. Для этих целей на
самолёте используются следующие системы:
·
система полного и статического давления;
·
анероидно-мембранные приборы (АМП);
·
система воздушных сигналов СВС1-72-1В (2 комплекта);
·
центральная система воздушных сигналов скорости и высоты
ЦСВ-3М-1Б;
·
корректоры-задатчики скорости КЗСП и высоты КЗВ;
[править]Радиотехническое и радионавигационное оборудование
·
РЛС переднего обзора
КП-3А
·
Самолётное переговорное устройство СПУ-8
·
Самолётное громкоговорящее устройство СГУ-15
·
Аварийная коротковолновая радиостанция Р-861
·
Коротковолновая радиостанция Р-847Т
·
Радиостанция Р-862
(2 компл.)
·
Аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»
·
Речевой информатор РИ-65
·
Самописец МС-61Б
·
Дозиметр ДП-3Б
·
Автоматический радиокомпас АРК-15М (2 компл.)
·
УКВ радиокомпас АРК-У2
·
Радиосистема ближней навигации РСБН-7С
·
Радиосистема дальней навигации А-711
·
Радиодальномер СДК-67
·
Аппаратура радионавигации и посадки КУРС-МП-2
·
Самолётные ответчики СОМ-64
и СО-70
·
Радиовысотомер малых
высот РВ-5 (2 компл)
·
Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013-С2М
·
Система предупреждения об облучении СПО-10
·
Навигационно-пилотажный прицельный комплекс «Купол-II-76»
·
Управляющий вычислительный комплекс УВК на базе БЦВМ «Гном-А»
[править]Вооружение
Для защиты самолёта в корме установлена подвижная пушечная
установка с двумя пушками ГШ-23.
Управление огнём — с рабочего места стрелка (СВС), прицеливание — как
с помощью оптической прицельной станции, так и радиолокационного прицела
«Криптон». Для постановки пассивных помех на самолёте устанавливаются 4
автомата АПП-50Р с общим количеством патронов ДО и ЛТЦ —
384 шт., или пять комплектов автоматов сброса отражателей системы АСО-2И-Е7р на
320 патронов.
На самолёт возможна подвеска различных свободнопадающих бомб или
радиомаяков на 4 балочных держателя УБД-3ДА. Бомбометание может выполняться как
в автоматическом режиме от системы «Купол», так и отночной коллиматорный
бомбовый прицел НКБП-7.
|