Су-47 «Беркут» (C-37) (по кодификации НАТО: Firkin) — проект российского перспективного палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. Главный конструктор — Михаил Симонов.
История создания
Проект развивался сначала как перспективная модель истребителя с КОС для ВВС СССР (модернизация Су-27, тема С-37) в рамках отраслевой исследовательской программы с 1983 года, однако эта тема была закрыта в 1988 году.
После этого заказчиком проекта выступал ВМФ СССР, что и предопределило
дальнейшее развитие проекта как перспективного самолета для авианесущих
крейсеров. Проект переименовали и назвали Су-27КМ (корабельный
модифицированный)[2][3].
Далее, после распада СССР и кризиса в стране в 1990-х,
госфинансирование с проекта было снято и он продолжался только благодаря
собственному финансированию ОКБ «Сухой». В итоге, после всех перипетий, самолет был представлен публике на выставке МАКС-1999 под именем С-37 «Беркут», а к МАКС-2001 переименован в Су-47 «Беркут».
Материалы
Планер самолёта изготовлен с широким использованием композиционных материалов
(КМ). Применение перспективных композитов обеспечивает повышение
весовой отдачи на 20-25 %, ресурса — в 1,5-3,0 раза, коэффициента
использования материалов до 0,85, снижение трудозатрат на изготовление
деталей на 40-60 %, а также получение требуемых теплофизических и
радиотехнических характеристик. В то же время опыты, проведенные в США в рамках программы F-22A,
свидетельствуют о меньшей боевой живучести конструкций из углепластика
по сравнению с конструкциями, выполненными из алюминиевых и титановых
сплавов, которые выдерживают нагрузку при сваливании и высоком давлении.
Конструкция
«Беркут» выполнен по аэродинамической схеме «продольный интегральный триплан» с крылом обратной стреловидности (КОС). Крыло плавно сопрягается с фюзеляжем,
образуя единую несущую систему. К особенностям компоновки относятся
развитые крыльевые наплывы, под которыми помещены нерегулируемые
воздухозаборники двигателей, имеющие в сечении форму, близкую к сектору
круга.
Крыло истребителя имеет развитую корневую часть (порядка 75°) и угол сменной стреловидности
(порядка 10°) по передней кромке и плавно сопрягаемую с ней консольную
часть с обратной стреловидностью (по передней кромке — порядка 20°).
Крыло оснащено флаперонами, занимающими более половины размаха, а также элеронами. Цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ПГО) размахом около 3,5 м имеет трапециевидную форму. Угол его стреловидности
по передней кромке — порядка 50°. Заднее горизонтальное оперение
относительно небольшой площади также выполнено цельноповоротным, с углом
стреловидности по передней кромке порядка 75°. Его размах — около
7,90 м.
Авионика
В проекте предполагалось, что на машине будет применено наиболее
современное бортовое оборудование — цифровая многоканальная ЭДСУ (на
первом самолете — аналоговая), автоматизированная интегральная система
управления, навигационный комплекс, в состав которого входит ИНС на
лазерных гироскопах в сочетании со спутниковой навигацией и «цифровой картой», уже нашедшие применение на таких машинах, как Су-30МКИ, Су-34 и Су-27М. Планировалось оснащение интегрированной системой жизнеобеспечения и катапультирования экипажа нового поколения.
Для управления самолётом, как и на Су-37, вероятно, применена боковая
малоходовая ручка управления и тензометрический РУД (на первом самолете
центральная РУ).
Размещение и размеры антенн бортового радиоэлектронного оборудования
свидетельствуют о стремлении конструкторов обеспечить круговой обзор.
Помимо основной БРЛС, размещённой в носу под оребрянным обтекателем,
истребитель имеет две антенны заднего обзора, установленные между крылом
и соплами двигателей. Носки вертикального оперения, крыльевого наплыва и
ПГО также, вероятно, заняты антеннами различного назначения (об этом
говорит их белая окраска, характерная для российских радиопрозрачных
обтекателей).
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 22,6 м
- Размах крыла: 16,7 м
- Высота: 6,4 м
- Площадь крыла: 56 м²
- Площадь ПГО: 5,7 м²
- Масса пустого: 19500 кг
- Нормальная взлётная масса: 26500 кг
- Максимальная взлетная масса: 38500 кг
- Масса топлива: 12000 кг
Двигатель
Лётные характеристики
- Предельная скорость на высоте:
- на высоте: 2500 км/ч (ограничена 900 км/ч в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан)
- у земли: 1400 км/ч
- Предельная бесфорсажная скорость: более 1200 км/ч (1 М)
- Дальность полета:
- Перегоночная (с 2 ПТБ): 5500 км
- На дозвуковой скорости: 4000 км
- На сверхзвуковой скорости: 1600 км
- Боевой радиус:
- дозвуковой: 2000 км
- сверхзвуковой: 800 км
- Продолжительность полёта: 6,5 ч
- Практический потолок: 20000 м
- Длина разбега/пробега: 90 м (возможность взлета по баллистической траектории)
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 624 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 429 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,91 кгс/кг
- при нормальной взлётной массе: 1,32 кгс/кг
Вооружение
- Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-301 (не подтверждено)
- Боевая нагрузка:
- Нормальная: 1000 кг (4 × Р-77 + 4 × 9М100 (планировалось))
- Максимальная: 8000 кг
Вооружение
Единственный летающий экземпляр Су-47 является экспериментальным. Он
создавался для отработки схемы планера, компоновочных решений и
материалов, поэтому вооружение не могло быть размещено без
дополнительной модернизации самолёта. В ходе разработки Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, планер Су-47 был модернизирован и получил один бомбоотсек, опыт создания которого впоследствии был применен на ПАК ФА.
В ходе разработки планировалось, что «главным калибром» истребителя, очевидно, станут управляемые ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ,
имеющие активную радиолокационную систему конечного самонаведения и
оптимизированные для размещения в грузовых отсеках самолётов (они имеют
крыло малого удлинения и складные решётчатые рули). НПО «Вымпел» объявило о проведении успешных лётных испытаний на Су-27 усовершенствованного варианта этой ракеты, оснащённой маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Новая модификация обладает увеличенной дальностью и скоростью.
Важное значение в вооружении самолётов должны иметь и ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности. На выставке МАКС-97 демонстрировалась новая ракета этого класса, К-74, созданная на базе УР Р-73
и отличающаяся от последней усовершенствованной системой теплового
самонаведения, имеющей угол захвата цели, увеличенный с 80−90° до 120°.
Применение новой тепловой головки самонаведения (ТГС) позволило также
увеличить максимальную дальность поражения цели на 30 % (до 40 км).
Вероятно, в составе бортового вооружения перспективных истребителей будет сохранена и 30-миллиметровая пушка ГШ-301.
Планировалось, что как и другие отечественные многофункциональные самолёты — Су-30МКИ, Су-35 и Су-37,
новые машины будут нести и ударное вооружение — высокоточные УР и КАБ
класса «воздух-поверхность» для поражения наземных и надводных целей, а
также РЛС противника.
Перспективы проекта
В реальности был построен единственный летный экземпляр с нештатными
двигателями и не имеющий основной части БРЭО, который демонстрировался
на авиасалонах, а в настоящее время используется в качестве летающей
лаборатории. Второй экземпляр со штатным оснащением не достроен (на 2010 год).
Су-47 часто называют если не самим самолетом 5-го поколения, то его
прототипом. На Су-47 отрабатывается часть технологий, используемых на ПАК ФА, например внутренние отсеки для вооружений.
|