Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фе́нсер — англ. Фехтовальщик) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности,
предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и
сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с
прицельным поражением наземных и надводных целей.
По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. Первоначально планировалось заменить 60—70 % самолётного парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные — модернизировать до варианта Су-24М2. Однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Также в феврале 2012 года обьявлено о снятии бомбардировщиков СУ-24 с вооружения ВС Республики Беларусь. История создания и производства
17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. ГСИ проведены с января 1970-го по июль 1974-го..Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Испытания Су-24 проведены с более чем 2000 полётов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет Су-24М был принят на вооружение
Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.
Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.
Конструкция
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности.
В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли)
устанавливаются в одно из четырёх положений — 16° на взлёте и при
посадке, 35° в крейсерском дозвуковом полёте, 45° при боевом
маневрировании и 69° при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых
скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
На самолёте установлены два ТРДДФ АЛ-21Ф-3
с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700
литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л
каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой
части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной
заправки по системе «шланг-конус».
Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС
переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при
низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта
в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту,
автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11500 м.
Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F111.
Места базирования российских Су-24
Государства, в которых Су-24 состоит на вооружении. Обозначено цветом: синим — текущие эксплуатанты, красным — бывшие.
Модификации
- Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в
1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М
«Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать
полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м.
- Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолетов.
- Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолетов.
- Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
- Су-24М2 — современная модернизация. Установлена новая навигационная
система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных
источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м
(кратковременно — 10-30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия,
в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.
Боевое применениеВ Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года
и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не
базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в
Средней Азии. Боевых потерь не было.
Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).
Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.
Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.
Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.
Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух самолётов этого типа (см. подробнее).
Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года
Аварии и катастрофы
Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности.
Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М.
После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и
катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ
Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации, потеряно около 100 самолётов.
12.10.1989 при взлёте Су-24 врезался в транспортный самолёт, погибло 7 человек;
В октябре 1999 в Чечне был сбит Су-24М;
29.01.2000 в Ахтубинске сгорело 3 Су-24М на ВПП;
14.03.2000 разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, в Смоленской области в 25 километрах от аэродрома Шаталово, экипаж катапультировался;
07.05.2000 в Чечне сбит Су-24МР пилоты погибли;
27.06.2000
в 19:56 по московскому времени, в авиационном полку в Воронеже
произошла авария самолёта Су-24М, пилоты остались живы, жертв нет;
24.09.2000 в городе Пушкин сгорело 3 Су-24, пожар был потушен 5 часов спустя;
11.03.2001 в 23:35 разбился Су-24 на аэродроме Моздока. Пилоты живы;
19.02.2002 под Псковом разбился Су-24, оба пилота погибли;
15.07.2003 Су-24 выпустил УР воздух-земля по деревне в ЛенОбласти, один человек пострадал, разрушено несколько зданий;
07.08.2003
в 16:09 по московскому времени разбился Су-24 при заходе на посадку в 5
километрах от взлётно-посадочной полосы аэродрома Бода Читинской
области. Оба пилота погибли;
16.02.2004 в 06:52 по московскому времени на аэродроме Хурба разбился Су-24, пилоты катапультировались;
16.01.2006
в Амурской области близ посёлка Возжаевка в Белогорском районе во время
учебного полёта разбился Су-24МР, оба пилота выжили. Было осуществлено
20 попыток посадить самолёт. Причина падения — отказ гидравлики привода
изменения стреловидности;
15.03.2006 Су-24М потерпел аварию в 11:48 по московскому времени в 56 километрах юго-восточнее Воронежа, экипаж катапультировался;
30.07.2006 разбился Су-24М при взлете с аэродрома Черняховск, оба пилота погибли. Су-24 вылетел для показательного полета на параде;
23.08.2007 в Хабаровском крае разбился Су-24 в 115 километрах западнее аэродрома Хурба. Лётчики успешно катапультировались;
09.08.2008 в зоне конфликта (в Южной Осетии) были сбиты два лётчика Службы лётных испытаний истребительной и фронтовой авиации (в/ч 18374) 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны им. Чкалова — лётчик-испытатель полковник Игорь Зинов и штурман-испытатель полковник Игорь Ржавитин.
Тип самолёта, на котором они были сбиты, официально не сообщался
(предположительно Су-24). Игорь Зинов попал в плен и был освобожден 19
августа, Игорь Ржавитин погиб и был посмертно удостоен звания Героя России ;
19.11.200819 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться;
В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск
разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную
полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться.
На земле жертв и разрушений не было.
Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ
генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей
видимости, стала ошибка пилота;
17.06.2009
на аэродроме Мончегорск в Мурманской области при посадке разбился
Су-24, который упал на взлетную полосу и полностью сгорел, пилоты
катапультировались. Причина катастрофы — ошибка экипажа;
19.06.2009 в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился Су-24. Оба лётчика катапультировались.
Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией
поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить
приземление;
17.02.2010 в 13:00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области
загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время
пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолёт должен был совершить
плановый полёт.
По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в
военных кругах, самолет загорелся уже после полёта. Во время посадки
самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине
бомбардировщик загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину,
но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент
происшествия на самолёте не было боекомплекта;
20.10.2011 в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области
у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт «на брюхе»
вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолета —
пилот, гвардии майор Олег Носков, и штурман, гвардии капитан Виталий
Новосельский погибли сразу;
29.11.2011 около 20:00 мск Су-24МР загорелся и взорвался при посадке на аэродроме Мариновка
в 60 километрах западнее Волгограда, при этом по команде руководства
полетов экипаж катапультировался, пострадавших нет, а самолет
восстановлению не подлежит.
13.02.2012 примерно в 18:40 мск потерпел аварию Су-24 в районе озера Большой Кашкул в Сафакулевском районе в Курганской области. Экипаж катапультировался
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 24,594 м (с ПВД)
- Размах крыла:
- при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
- при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
- Высота: 6,192 м
- Площадь крыла:
- при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²
- при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
- Коэффициент удлинения крыла:
- при угле стреловидности χ=16°: 5,64
- при угле стреловидности χ=69°: 2,107
- Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°
- Поперечное V крыла: −4,5°
- База шасси: 8,51 м
- Колея шасси: 3,31 м
- Масса пустого: 22 300 кг
- Масса снаряжённого: 23 700 кг
- Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
- Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
- Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
- Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
- Объём топливных баков: 11 860 л
- Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на большой высоте: 1700 км/ч (1,35М)
- на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
- Скорость отрыва: 360—400 км/ч
- Посадочная скорость: 285—310 км/ч
- Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 11 500 м
- Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°)
- Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
- Длина разбега: 1150 — 1250 м (при норм. взлётной массе)
- Длина пробега: 950 — 1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
- Точки подвески: 8
- Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная)
- Управляемые ракеты:
- Неуправляемые ракеты:
- 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
- 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
- 4 × 240 мм С-24 или
- 6 × 266 мм С-25
- Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
- 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
- 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
- 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
- 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
- 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
- 7 × контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
- Подвесной контейнер «Фантасмагория»
На вооружении
Россия —
- ВВС России 124 Су-24М, 40 Су-24М2 и 100 Су-24МР, по состоянию на 2011 год. Все Су-24 будут списаны к 2020 году.
- ВМС России 51 Су-24
Украина —
- ВВС Украины(всего около 120): 25 Су-24 в войсках и 23 Су-24МР, некоторое количество Су-24М по состоянию на 2010 год. Зимой 1992 года, почти сразу после распада СССР, 6 Су-24, взлетев с авиабазы на Украине, перелетели в Россию вместе со знаменем части.
Алжир — 11 Су-24, 7 Су-24MK и 4 Су-24МР, по состоянию на 2010 год Узбекистан — 23 Су-24, по состоянию на 2010 год Иран — 30 Су-24MK, 24 из них были перегнаны из Ирака в 2003 году по состоянию на 2010 год Сирия — 20 Су-24, по состоянию на 2010 год Ангола — 12 Су-24, по состоянию на 2010 год Казахстан — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год Азербайджан — 5 Су-24, по состоянию на 2010 год
Бывшие
Белоруссия — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год. В феврале 2012 года Юрий Жадобин, министр обороны Беларуси, обьявил о снятии бомбардировщиков с вооружения. Ирак Часть уничтожена во время войны 2003, остальные перешли в Иран. Ливия 6 Су-24МК, все уничтожены в ходе войны 2011 года.
|