Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специали зированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО).
Неофициальное название — «Крокодил». Вертолёты ранних выпусков
называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих
ассоциации с гранями граненого стакана. История создания
Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода
Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля.
Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть
узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.
Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так
называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и
оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В
средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8
человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись
двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна
были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время
полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от
двигателей.
С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты.
Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений
экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.
Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.
Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров}.
Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце
1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на
скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным
V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А
(изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом
«Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.
Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев.
Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение
формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА
общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была
разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным
двойным управлением.
Ми-24Б (изд."241") получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7
(4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта
была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина
переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 —
винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность
путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие
«242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой
кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный
вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру
«Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8
лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился
самой массовой серией.
Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.
Конструкция
Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным
трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси
трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.
В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по
тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине,
за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0.3 м
над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в
отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в
герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции,
для предотвращения попадания заражённого воздуха и
радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое
избыточное давление.
Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов,
маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с
откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не
бронировано, между кабинами расположена бронированная перегородка,
лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые
выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.
Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в
которой могут разместиться до восьми десантников, и задней
конусообразной части для размещения оборудования и ниш
уборки главных ног шасси.
Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.
Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5°, но и вправо на
2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при поступательном
прямолинейном полёте.
Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью
6.75м2 с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до
28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других
факторов.
Модификации
Ми-24 — опытные машины. кабина «верандой», вооружение: в
носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом
А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.
Ми-24А (изделие 245) — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР
(на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 гг. Построено около
250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с
правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён
на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.
Ми-24Б (изделие 241) — Ми-24А с подвижной пулемётной
установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за
поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался
для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971-72 гг.
Ми-24БМТ (изделие 247) — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято
всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и
дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974
году, больше не выпускался.
Ми-24У (изделие 244) — учебная модификация. От боевого
отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней
кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное
пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Д (изделие 246) — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 гг. Изготовлено более 600 машин.
Ми-24ДУ (изделие 249) — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.
Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с
подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7.Вертолёт
Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 г..
В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР
Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения
появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с
тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 гг. Построено около 1000
вертолётов.
Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
Ми-24П (изделие 243) — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на
правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов.
Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.
Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.
Ми-24ВП (изделие 258) — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект
460 снарядов) в подвижной установке У-23 новым БРЭО и вооружением. На
позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4
(унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР
Атака-В (таким образом, общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с
сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с
20-ю 80мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом,
опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М, Р-62М, Р-63В,
становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства
Р-60, монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на
АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно,
устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке.
Таким образом, на 1989 год, Ми-24ВП был единственным вертолётом,
способным к эффективной обороне от истребителей, при помощи
высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для
поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики
потенциальных противников) в комплекс ПТУР так же была введена РВВ
(ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным
взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и
вертолёты-разведчики, под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака»
подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК «Игла» с
дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является
обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомадного наведения для
ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для
лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) для
поиска целей лётчиком на дистанции до 26км (самолёт размерности F-16) и
до 7км (холодный танк), и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года по
февраль 1992 г. Общий выпуск — 179 машин. Ми-24ВП по всем параметрам —
скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению
превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его
усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.
Но распад СССР и тяжёлое экономическое положение в России поставили
крест на крупносерийном производстве Ми-24ВП.
Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты
от Ми-28Н (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных
ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР
«Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и
«Фаланга-М». УР В-В Р-64В и "Игла-В.На 2004 год планировалось завершить
ГСИ[7]
Страны, в которых модификации Ми-24 состоят на вооружении.
Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.
Ми-24ВК2/ПК2 или Ми-35ВН/ПН — модернизация Ми-24 на экспорт.
Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с
гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342, и
прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный
комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская
модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по
планёру и вооружению. Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2,
основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный
инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий
в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до
37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру
ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют
неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из
которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты
ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на
околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км. А так же,
4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» Для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми
оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с
2500-3200 м, а гипрзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и
«Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М. Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И поставляется в АА войск России с 2006 г
Ми-24К (изделие 201) — разведчик-корректировщик, с системой
наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом
«Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 в правом борту кабины.
Ми-24Р (изделие 2462) — вертолёт РХБ-разведки с подвижной
пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной
системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР
демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3
ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с
дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое
устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два
химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка
уровня заражения местности). Построено 160 машин.
Ми-24РА — вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.
Ми-24ПН — приспособленный к ночным боевым действиям. На
вертолёте Ми-24ПН установлен бортовой комплекс радиоэлектронного
оборудования БРЭО-24 и ночная тепловизионная прицельная подсистема
наведения «Зарево». Модернизированные вертолёты этой модификации
поставляются в войска с 2004 года.
Ми-24М (изделие 247) — противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.
Ми-24 Super Hind или Ми-24G — глубокомодернизированный Ми-24 южноафриканской фирмы АТЕ, с участием АО «Роствертол»[8]
Дополнительное вооружение
Специально для Ми-24 в конце 70-х гг. были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7.62).
Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.
Некоторые Ми-24П в конце 80-х гг. получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М
для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими
вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.
На вооружении Россия
Азербайджан 39
Армения 8 Алжир Нигерия 9 Ангола 14 Афганистан Беларусь 70 Болгария — 18
В конце 70-х началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979
вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го
вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был
передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой
поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого
вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В.
В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в
состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы. Бразилия — 6 Ми-35М поставлены в апреле 2010 года, всего по контракту будет поставлено 12 машин общей стоимостью 150 млн долларов США Венгрия — 12В
1978-79 годах на вооружение 87-го вертолётного авиаполка поступило 30
Ми-24Д. В 1984-85 годах полк получил ещё 12 Ми-24В. В 1995 году Венгрия
приобрела в Германии 14 Ми-24Д и 6 Ми-24П, ранее стоявших на вооружении
армии ГДР. Венесуэла — 10 Ми-35М2 Вьетнам Грузия Индия —
Первым соединением ВВС Индии вооружённым штурмовыми вертолётами, стала
125-я эскадрилья штурмовых вертолётов, сформированная 1 ноября 1983
года. Первоначально пилоты эскадрильи тренировались на вертолётах других
типов, так как первые Ми-25 поступили в эскадрилью только 5 мая 1984
года. Второй штурмовой эскадрильей стала 104-я эскадрилья, получившая
Ми-35 в 1990 году. Всего индийские ВВС приобрели около 40 Ми-25 и
примерно 20 Ми-35. в 2001—2003 годах, 25 вертолётов были модернизированы
фирмой IAI, было установлено более современное БРЭО, а также вертолёты
были оснащены противотанковыми ракетами Рафаэл Спайк. Казахстан — 42 Ми-24В КНДР 20[27] Куба Македония 14 Монголия 11 Никарагуа —
В октябре 1984 болгарский транспорт «Христо Ботев» выгрузил в
никарагуанском порту Эль Блуфф первую четвёрку Ми-25. Всего в Никарагуа
было поставлено 18 вертолётов, которые сразу же включились в боевые
действия против контрас, в ходе которых было потеряно как минимум два
Ми-25. Перу 16 В 2010 купят новые 2 Ми-35 Польша — 31Первые
Ми-24Д Польша получила в 1978 году, а в конце 80-х начали поступать
усовершенствованные Ми-24В. Всего на вооружение 49-го полка штурмовых
вертолётов поступило 16 Ми-24Д, столько же Ми-24В стояло на вооружении
56-го полка. В 1996 году парк ударных вертолётов пополнился шестнадцатью
Ми-24Д из арсенала бывшей ГДР. Шесть Ми-24В из 56-го полка были
отправлены в Ирак. 24 декабря 2004 года эти вертолёты прибыли в Кувейт, а
23 января 2005 года они уже выполнили первые боевые вылеты. Сирия Словакия — 16После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, ВВС Словакии отошли 8 Ми-24Д, 10 Ми-24В и один Ми-24ДУ, расположенные в Прешове. Судан 23 Восточный Тимор 26 Украина 139
Узбекистан 29 Хорватия —
В мае-июне 1992 года, на вооружении Хорватии, несмотря на эмбарго,
появилось 11 ударных вертолётов Ми-24Д и Ми-24В. Источник происхождения
вертолётов неизвестен, однако предполагается, что хорваты приобрели их
или у ФРГ, или у Украины. С вертолётов было снято вооружение, и из них
была сформирована 1-я эскадрилья боевых вертолётов, где они
использовались для транспортных перевозок. Однако уже в 1993 году
Крокодилы вновь получили вооружение: пулемёты ЯкБ-12,7, НАР и ПТУР
«Спираль». Один невооруженный Ми-24Д был переоборудован в спасательный,
на нём установили лебёдку. Ещё один вертолёт был переоборудован в
противолодочный, он получил возможность нести на подкрыльевых пилонах
четыре торпеды Мк.44. И один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора
передней полусферы и использовался в качестве разведчика. Ми-24 ВВС
Хорватии принимали участие в боевых действиях против сербов, в ходе
которых был потерян как минимум один вертолёт. В 2004 году, 29-я
эскадрилья, в которой на тот момент находили все выжившие Ми-24, была
расформирована, а Ми-24В были поставлены на хранение. —
Вооружённые силы Чехословакии получили первые Ми-24 в августе 1978.
Всего в составе первой партии было получено 38 Ми-24Д и 2
учебно-тренировочных Ми-24ДУ, которые поступили на вооружение 51-го
вертолётного полка. Вторая партия состояла из 30 Ми-24В, поступивших в
11-й вертолётный полк. Чехия — 24После
реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны,
Чехии отошли 16 Ми-24Д, 20 Ми-24В и один Ми-24ДУ. Все они были сведены в
одну 331-ю вертолётную эскадрилью. С 2003 по 2006 год, в счёт погашения
советского долга Чехия получила 17 новых Ми-35 в целом идентичных
Ми-24В. Шри-Ланка —
В 1995 году ВВС Шри Ланки приобрели первые три подержанных украинских
Ми-24В, которые поступили в 401-ю эскадрилью, вскоре в ноябре того же
года, Ми-24 были сгруппированы во вновь созданной 9-й вертолётной
штурмовой эскадрилье. Затем было приобретено ещё три Ми-24В, опять же
украинских. В 1996—1999 годах у Украины, с целью восполнения потерь,
было закуплено ещё несколько Ми-24, по разным данным их число колеблется
от четырёх до десяти. Кроме того, была закуплена пара Ми-35, которые
стали единственными машинами этого типа приобретенные Шри Ланкой в
России. В 2000 году было приобретено ещё три Ми-35П. После 2000 года,
все оставшиеся в строю штурмовые вертолёты были модернизированы
израильской компанией IAI Elta. Ми-24 активно использовались против
боевиков ТОТИ и при этом они несли ощутимые потери, всего было сбито и
уничтожено на аэродромах не менее десяти вертолётов Экваториальная Гвинея — 5до 5 вертолетов Ми-24 различной модификации Эфиопия 18
Учебные пособия:
США
после распада Варшавского блока США получили из Германии 3-6
вертолётов, которые используются для тренировки отражения вертолётных
ударов с помощью ПЗРК.
Аварии и катастрофы
- в 2000 году в Чечне потерян Ми-24, пилоты мертвы
- 16 августа 2001 в Чечне сбит ми-24
- 3 февраля 2002 в Чечне потерян 1 Ми-24
- 20 марта 2003 разбилось 2 Ми-24, пилоты погибли.
- 8 мая 2003 в Украине упал Ми-24,пилот мертв
- 3 августа 2003 в Чечне упал Ми-24, через сутки был уничтожен.
- 26 августа 2003 года на аэродроме Черниговка произошло столкновение двух вертолетов Ми-24В 319-го ОВП, в результате катастрофы погибли:
П/п-к Аксенов Александр, командир эскадрильи; Ст.л-т Усатов Юрий,
бортовой техник; К-н Хлыщук Владимир, старший летчик; К-н Белов Дмитрий,
штурман звена; Ст.л-т Кулагин Андрей, летчик-оператор; Ст.л-т Дербенев
Дмитрий, бортовой техник.
- 29 ноября 2011 г. в 19:45 по местному времени на аэродроме под Пружанами
Брестской области Беларуси разбился вертолёт Ми-24 ВВС и войск ПВО
Беларуси. Авиакатастрофа произошла в Брестской области во время плановых
учебно-тренировочных полетов. Вертолёт рухнул при заходе на посадку в
районе аэродрома. Погибли все члены экипажа — командир экипажа майор
Олег Кохно, борттехник капитан Валерий Бобко, летчик лейтенант Денис
Глущенко.
- 26 августа 2011 г.,
потерпел крушение боевой вертолет Ми-24 в Приморском крае. Катастрофа
произошла в 19:16 по местному времени (12:16 мск) рядом с населенным
пунктом Меркушевка недалеко от посёлка Черниговка. В результате аварии
погиб один человек. Остальным двум членам экипажа удалось спастись.
Боевое применение
Все серийные вертолёты применялись для решения задач общевойскового характера — высадки десантов,
огневой поддержки, уничтожения живой силы, бронетехники и огневых
точек, перевозки грузов, эвакуации раненых, более чем в 30 войнах и
военных конфликтов мира. Известен факт, в котором вертолётом Ми-24В был
поражен истребитель «Фантом» в ходе ирано-иракской войны (независимые
исследователи высказывают сомнения в достоверности этого эпизода).
Рекорды
- В 1978 г. Г.Карапетян установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368,4 км/ч
- Рекорд скороподъемности: 8 августа 1975 года — 3000 м за 2 мин 34 с, а 26 августа — 6000 м за 8 мин 31 с.
|