Конструкция
В конструкции планера самолета используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7 %). Расчетная перегрузка составляет 9 единиц с 50 % запасом топлива, при этом напряжения в крыле достигают 85 % от расчетных значений. Выбор материалов и конструктивной схемы элементов осуществлялся с учетом вязкости разрушения материалов и склонности к распространению трещин. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из титанового сплава Ti — 6Al — 4V. Задние кромки крыла, элероны и закрылки выполнены с сотовым заполнителем из алюминиевого сплава. Центроплан — трёхбалочной схемы, каждая балка состоит из верхней и нижней штампованных секций, изготовленных из титанового сплава. Нижняя панель центроплана также титановая. Силовая схема кессона крыла F-15А включает передний алюминиевый, три основных титановых и один задний лонжероны. Попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 20 мм в один из трех силовых лонжеронов не приводит к потере самолета. Оперение — двухлонжеронной схемы, лонжероны титановые, носки и задние кромки оперения заполнены сотами. Обшивка оперения выполнена из бороэпоксидного пластика.
Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, — кессонные. Самолет имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.
Основные
F-15A Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля. F-15B Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля. F-15C Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к(под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии — 55 и ВВС Израиля — 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.
F-15 со стандартным ракетным вооружением — по 4 AIM-7 и AIM-9 F-15D Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии. F-15J Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Конструктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году. F-15DJ Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии. F-15N Sea Eagle Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак. F-15 AESA Модификация с радаром APG-79 с АФАР. F-15SE Silent Eagle Многоцелевой истребитель поколения 4+, созданный с применением некоторых технологий 5 поколения и технологий снижения радиолокационной заметности.
F-15E
Кабина F-15E во время дозаправки.
Основная статья: F-15E Strike Eagle
F-15E Strike Eagle Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик). F-15F Strike Eagle Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E. F-15H Strike Eagle Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции. F-15I Ra’am (Гром) Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля. F-15K Slam Eagle Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи. F-15S Strike Eagle Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии. F-15SG Strike Eagle Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.
Экспериментальные самолёты
Самолёт НАСА F-15B Research Testbed, номер #836 (74-0141), с оборудованием Quiet Spike для исследования звукового барьера. F-15 Streak Eagle (72-0119) Облегчённый и неокрашенный вариант F-15A, установивший восемь мировых рекордов скороподъёмности между 16 января и 1 февраля 1975 года; был передан Национальному музею ВВС США в декабре 1980 года.[5] F-15S/MTD (71-0290) Один TF-15A был переоборудован в экспериментальный самолёт КВВП, на котором в дальнейшем проводили исследования систем управления. Самолёт оснащался двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. F-15 MANX Проект обозначения экспериментального самолёта F-15 без хвостового оперения, программа создания которого была закрыта. F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287) Два F-15A были переданы исследовательскому центру НАСА в 1976 году. Самолёты использовались во множестве исследовательских программ, например, Highly Integrated Digital Electronic Control (HiDEC), Adaptive Engine Control System (ADECS), Self-Repairing and Self-Diagnostic Flight Control System (SRFCS) и Propulsion Controlled Aircraft System (PCA).[6] Самолёт с серийным номером 71-0281 был возвращён ВВС и в 1983 был установлен в качестве памятника на АБ Лэнгли. F-15/ASAT Самолёт переоборудованный в качестве носителя противоспутниковой ракеты ASAT, первый пуск которой был произведён 21 января 1984 года. В конце 1980х программа была закрыта. F-15B Research Testbed (74-0141) Получен в 1993 году Исследовательским центром НАСА для проведения экспериментов.[7]
[править] Боевое применение
Первый случай применения F-15 в реальном бою произошёл 27 июня 1979 года, когда группа израильских самолётов во время налёта на позиции палестинских боевиков в Ливане была перехвачена самолётами ВВС Сирии. В этом бою F-15 сбили четыре МиГ-21, первую победу одержал Моше Мааром (Мельник), впоследствии ставший бригадным генералом.[8] В последующие годы израильские «Иглы» ещё несколько раз встречались с сирийскими МиГ-21 над Ливаном. Они активно участвовали в Ливанской войне (1982). Согласно израильским данным, всего с июня 1979 по ноябрь 1985 года F-15 одержали 56—57 воздушных побед без единой потери.[9] По оценке российского исследователя Владимира Ильина, заявленные воздушные победы израильских F-15 «с точностью до самолёта» подтверждаются сирийской стороной.[10]
В разное время сирийцы сообщали о сбитии нескольких F-15. В частности, во время Ливанской войны они заявили об уничтожении «не менее пяти» самолётов этого типа; примечательно, что на все победы претендуют пилоты МиГ-21, а не более современных МиГ-23.[9] В различных российских источниках также сообщается, что после Ливанской войны сирийским МиГ-23 удалось сбить три F-15, однако никаких подробностей этих боёв не приводится, точная дата и даже год этих побед остаются неясными: по одним данным, первые две победы одержаны 4 октября 1982 года,[11] по другим — 4 октября 1983 года,[10] а по ещё одной версии, все три победы одержаны в декабре 1982 года.[12] Израильская сторона не подтверждает ни одну из заявленных сирийских побед и сообщает лишь о повреждении одного «Игла» ракетой «воздух-воздух» 9 июня 1982 во время Ливанской войны; самолёт вернулся на базу и был отремонтирован.[9]
Во время войны в Персидском заливе (1991) истребители F-15C использовались ВВС США для завоевания превосходства в воздухе, и на их долю пришлось большинство воздушных побед авиации Многонациональных сил. Американские «Иглы» сбили 34 иракских самолёта и вертолёта (с учётом двух побед в марте 1991 года после окончания боевых действий), ещё два самолёта были сбиты саудовскими F-15. Больше всего было сбито МиГ-23 (восемь), «Мираж» F.1 (шесть, без учёта ещё двух, сбитых саудовским F-15), МиГ-29 (пять), Су-22 (пять).[13] У истребителей F-15C потерь не было, но два истребителя-бомбардировщика F-15E были сбиты иракской ПВО.
В ходе операции НАТО против Югославии (1999) американские F-15 сбили четыре югославских МиГ-29, все потери подтверждены сербской стороной.[14] Лётчиками МиГ-29 заявлено сбитие двух F-15,[14] что не подтверждается американской стороной.
Согласно официальным данным США [15], за всё время эксплуатации F-15 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 38 самолётов и 2 вертолёта противника.
Как отмечает американский авиационный историк Джон Коррел, по состоянию на 2008 год самолёты F-15 одержали в общей сложности 104 воздушные победы без единой потери.[16] Хотя о сбитии F-15 в разное время заявляли Сирия и Югославия, известна только одна никем не оспариваемая потеря самолёта этого типа от действий другого истребителя: в 1995 году F-15 ВВС Японии был случайно сбит другим «Иглом» во время учебного воздушного боя.[17]
Тактико-технические характеристики (F-15C Eagle)
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 19,44 м
Размах крыла: 13 м
Высота: 5,63 м
Площадь крыла: 56,6 м²
Угол стреловидности по передней кромке: 45o
Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
Масса пустого: 12700 кг
Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow)
Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.)
Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2x2309) кг
Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
Двигатели: 2× двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100,-220,-229. тяга максимальная: 2× 6655 кгс (65,2 кН)
тяга на форсаже:
2 × 10810 кгс (106,0 кН)- F100-PW-100
тяга максимальная: 2× 7910 кгс (77,62 кН)
тяга на форсаже:
2 х 11335 кгс (111.2 кН) — F100-PW-220
2 х 13250 кгс (130 кН) — F100-PW-229
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха)
Максимальная скорость на малой высоте: 1480 км/ч (1,2 Маха)
Скорость захода на посадку: 232 км/ч
Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением)
Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
Практический потолок: 20000 м
Скороподъёмность: 254 м/с
Длина разбега: 274 м
Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
Нагрузка на крыло: 358 кг/м²
Тяговооружённость: 1,12 (для F100-220)
Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при 0,9 М)[18]
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9.0/-3.0
Вооружение
Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов
УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты
УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты
Авионика
РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4