Программа JSF
Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 года в результате конкурса по программе JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) между компаниями Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). Программа предусматривала создание единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлета и посадки для замены F-16, A-10, F/A-18, AV-8B. Также подвергнется замене британский Sea Harrier. Третья модель (компании McDonnell Douglas) была отвергнута из-за сложности конструкции.
Финальные испытания прототипов X-32 и Х-35 показали явное преимущество последнего: он продемонстрировал взлет на площадке длиной 150 м, развил сверхзвуковую скорость, приземлился вертикально. Одним из главных преимуществ был назван метод создания вертикальной тяги: отдельный вентилятор на X-35, а не просто изменение направления тяги основных двигателей на X-32 (что вынуждало устанавливать поворотные сопла вертикального взлета в центре масс, недалеко от воздухозаборников, что, в итоге, приводило к повторному попаданию выхлопных газов в двигатель и его перегреву).
В результате намечена разработка унифицированной модели истребителя-бомбардировщика для стран НАТО с базированием на суше и на море. Программу финансируют совместно США, Великобритания ($2,5 млрд.), Италия ($1,0 млрд.), Нидерланды ($800 млн.), Канада ($440 млн.), Турция ($175 млн.), Австралия ($144 млн.), Норвегия ($122 млн.) и Дания ($110 млн). Всего планируется потратить на программу JSF около $40,0 млрд.
Планы закупок странами-партнерами таковы[3][23][24]:
Страна
F-35A
F-35B
F-35C
Итого
США
1763
340
340
2443
ВВС
1763
ВМС
260
КМП
340
80
Великобритания (ВМС)
3[25]
135
138
Италия
69
62
131
ВВС
69
40
ВМС
22
Турция
100
100
Австралия
100
100
Нидерланды
85
85
Канада
65
65
Норвегия
56
56
Дания
30
30
Итого
2268
405
475
3148
В середине марта 2010 года появились сообщения, что Дания отказалась от планов по закупке самолётов F-35[26], но позднее стало известно, что в 2012 году планируется проведение открытого конкурса, в котором в качестве основных соперников F-35 выступят F/A-18E/F «Super Hornet» фирмы Боинг и Saab JAS 39 Gripen.[27]
В октябре 2010 года ВВС Израиля договорились о закупке первой партии из 20 истребителей F-35 (96 млн долларов за самолёт, общая сумма сделки 2,75 млрд долларов), которые будут поставлены в течение двух лет, начиная с 2015 года, но из-за задержки в производстве их поставка, скорее всего, начнётся в 2016 или 2017 году.[28] Израиль запросил от США разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений на приобретаемые истребители.[29][30] В конце сентября 2010 года, такое частичное разрешение было получено. При этом США поставили условие, что если Министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет позволено использовать на них бо́льшее число собственных систем и вооружений.[31] В рамках проходящего согласование в Генеральном штабе ВС страны долгосрочного плана закупки вооружений, планируется закупка ещё как минимум 20 истребителей, с тем, чтобы довести их количество до 40 единиц к 2020 году.[32]
В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавят группу, занимающуюся разработкой израильской версии самолёта — F-35I. Сообщается, что они будут работать вместе с представителями Пентагона и компании Lockheed Martin по вопросам, касающимся интеграции израильских технологий в истребитель пятого поколения. Израильские ВВС надеются получить от Пентагона разрешение на начало обучения своих пилотов ВВС раньше 2016 года, тогда же, когда американские пилоты начнут обучение на новом истребителе[33].
20 ноября 2011 года первый «международный» F-35 (им оказался F-35B б/н BK-1 предназначенный для ВВС Великобритании) покинул сборочный цех. Его первый полет планируется в ближайшие месяцы, а передача заказчику в 2012 году.[34] В Англии самолет будет использоваться как для финальных испытаний, так и для обучения летного и технического личного состава.
25 февраля 2011 года впервые поднялся в воздух первый серийный F-35 — AF-6[35], а 6 мая первый серийный самолет (им оказался следующий серийный — AF-7, AF-6 был передан неделей позднее) был передан ВВС США.[36] Самолет был приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии (поставка истребителя, находящегося в разработке, в войска состоялась раньше принятия самолёта на вооружение, на базе Эдвардс пилоты-испытатели ВВС будут проводить финальные испытания истребителя).
Сообщается, что база ВВС США Эглин до конца 2011 года получит 20 серийных истребителей F-35 для обучения пилотов и наземного технического персонала, первый из них был передан 14 июля.[37][38]
В настоящее время (сентябрь 2011 года) Lockheed Martin заканчивает сборку истребителей F-35 в рамках второй партии мелкосерийного производства (Low rate initial production далее LRIP): самолеты модификации F-35A и первые серийные F-35B уже совершили свои первые полеты (а все F-35A уже переданы заказчику на авиабазу ВВС США Эглин) и ещё три машины модификации F-35B находятся на стадии финальной сборки. В рамках LRIP 1 были куплены истребители F-35A по 221,2 миллиона долларов за штуку (борта AF-6 и AF-7), а в рамках LRIP 2 — F-35A и F-35B за 161,7 и 160,7 миллиона долларов соответственно (AF-8/13; BF-6/11). Стоимость мелкосерийных самолётов партий LRIP 2-3 (в общей сложности 28 самолетов) оказалась выше, чем было первоначально указано в контракте (1,15 млрд вместо 771 млн.), это было обусловлено периодической работой сверхурочно и внесением изменений в их конструкцию, которые позволят в дальнейшем модернизировать их и довести до уровня полноценных серийных образцов.[39][40]
Следует добавить, что стоимость следующих, более крупных (31 и 42 самолета), партии LRIP-4 и LRIP-5 жестко прописана в договоренностях между корпорацией Локхид-Мартин и Министерством Обороны США и дополнительные расходы, если таковые возникнут, компании придется нести самостоятельно.
Объявленная цена самолетов партии LRIP-4:[41]
F-35A — 111,6 млн долларов
F-35B — 109,4 млн долларов
F-35C — 142,9 млн долларов
Относительно высокая цена корабельной модификации F-35C, объясняется тем, что в ходе именно LRIP-4 будут выпущены первые серийные самолеты этой модификации.
15 февраля 2012 года было обьявлено о решении министерства обороны США отложить покупку в общей сложности 179 истребителей F-35. В тот же день Джампаоло Ди Паола, министр обороны Италии, обьявил о планах сократить заказ с 131 до 90 F-35. ВВС Италии таким образом планируют получить 58 F-35A, а ВМС Италии — 32 F-35В. По словам министра, Италия потратила в программу F-35 в общей сложности 2,5 млрд евро.[42][43]
Конструкция
На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Обозначения серийных вариантов: F-35A (со стандартным взлетом и посадкой), F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу — с использованием аэрофинишера). F-35A и F-35C оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для F-35B разработан с участием Rolls-Royce Defence. На самолёте установлена многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.
Авионика
Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
AAQ-37- Оптическая система позволяет: Обнаруживать цели: наземные, воздушные, с выводом изображения на дисплей
Осуществлять навигацию при полете днем/ночью
Предупреждать о ракетной атаке самолёта
Обнаруживать точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии
Производить пуск ракеты воздух-воздух по цели, летящей за самолётом
Состоит из 6 ИК датчиков, расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов и дальностью до 1300 км (выгорающая вторая ступень ракеты Falcon 9), количество обнаруживаемых целей не ограничено[44][45][46]
AAQ-40 — всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.[46]
AN/ASQ-239 (Barracuda) — станция индивидуальных помех (РЭП)
HMDS — Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
PCD — panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), также возможно управление голосом.
Дисплейный шлем для пилота F-35 Helmet Mounted Display System (HMDS)
Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика. Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.[47]
Вариант истребителя с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35B, предназначенный для базирования на авианесущих кораблях не оснащенных катапультами (легких авианосцах, крупных десантных кораблях), способен выполнять и вертикальный взлет.[48]
Для этого сопло двигателя F-35B поворачивается вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установленный и связанный с главным двигателем жесткой передачей вентилятор создает подъёмную тягу. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется разнотягом подъёмного вентилятора и двигателя.
Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека.
Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому, как правило, взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Ввиду этого самолеты подобные F-35B называют в англоязычной литературе Short Take-Off and Vertical Landing (STOVL) aircraft — самолет с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Однако, в русском языке сокращение «СКВВП» не используется, а близкое Самолёт укороченного взлёта и посадки обозначает легкие, в основном сельскохозяйственные и пассажирские, самолеты предназначенные для эксплуатации с неподготовленных площадок. Как следствие, F-35B в русскоязычных статьях зачастую называют СВВП.
Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е. Однако она имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B подъёмного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки. Но конструкции обоих самолётов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолёт несет «мертвый груз» в виде подъёмных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объём внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений — существенное снижение дальности полета (F-35B из всей серии «35-х» имеет самую низкую дальность полета).
Самолёт авианосного базирования F-35C
Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлетом и посадкой) и F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой), является то, что взлет истребителя осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца — с использованием аэрофинишера.
В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта содержит элементы, изготовленные из титана.
Первый полет самолёта F-35C состоялся в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30 проц. большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.
Модификации
Самолет создается в трех основных вариантах:
F-35A — самолёт для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная и дешевая версия F-35. Именно она составит основу закупок странами-партнерами и ожидаемого массового экспорта. Оснащен встроенной четырёхствольной 25-мм пушкой GAU-22/A.[49][50][51] F-35I — самолет для ВВС Израиля. После присоединения к программе JSF Израиль озвучил планы создания модификации F-35A с значительным количеством БРЭО собственного производства, в частности систем РЭБ и оборудования кабины, и интеграцией в СУО оружия собственного производства.[29][30] Степень того, насколько глубоко израильским инженерам будет позволено углубиться в модификацию самолета зависит в первую очередь от объёмов закупок.[31]
CF-35 — самолет для ВВС Канады. CF-35 будет отличаться от американского F-35A наличием тормозного парашюта, необходимого из-за опасности эксплуатации с обледенелых ВПП, и системы дозаправки топливом в полете аналогичной той, которая установлена на F-35B/C — с помощью шланга, а не штанги, принятой в ВВС США.
F-35B — самолёт для Корпуса морской пехоты США. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. Оснащается подвесным контейнером с 25-мм пушкой GAU-22/A. В будущем должен составить основу авиагрупп новых УДК типа «Америка», по сути представляющих собой лёгкие авианосцы с ограниченными возможностями для высадки десанта и значительно расширенными, по сравнению с кораблями прошлого поколения «Уосп», возможностями авиагруппы.[52]. Из стран-партнеров по программе в его закупке заинтересована теперь, после отказа Великобритании, только Италия, которой требуется замена СВВП «Харриер» в своем флоте.
F-35C — самолёт для ВМС США и Королевского флота Великобритании. Вариант имеет увеличенную площадь крыла и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полётах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Добавлен посадочный крюк. По сравнению с F/A-18C, F-35C будет иметь вдвое больший боевой радиус действия. В октябре 2010 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о решении предпочесть для вооружения строящихся авианосцев Королевского флота Великобритании вместо F-35B версию с катапультным взлетом. Как причины были названы «большие боевые возможности и большая дальность полета при меньшей цене».[53][54] Это потребовало значительного изменения в конструкции авианосцев типа «Куин Элизабет» изначально рассчитанных на трамплинный старт СВВП. По новым планам первый из кораблей — «Куин Элизабет» — будет введён в состав флота в 2016 году на три года и будет использоваться как вертолётоносец. По окончании этого срока, корабль будет законсервирован или продан. Второй авианосец — «Принс оф Уэльс» (оснащенный в отличие от первого катапультной системой старта) — вступит в строй в 2018 году и два года, до получения Великобританией истребителей F-35, не будет иметь собственной авиагруппы и будет принимать на борт самолёты американских и французских ВМС.[54]
Все варианты унифицированы на 70-90 %. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Ожидается, что F-35 начнёт службу с 2016 года[55], когда ими начнут заменять морально и физически устаревающие самолёты ВВС США A-10 Thunderbolt II и F-16 в 2016, а также AV-8B Harrier Корпуса морской пехоты и F/A-18 ВМС США в 2017 году.
Вооружение
F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Среди них ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM. А так же крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы WCMD, управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.[56]
В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению F-35 к перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM) которая получит название — Joint Strike Missile (JSM).[57]
По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренник отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.[58]
Ядерное оружие
К 2017 году (или позднее, в случае возникновения задержек в развитии программы), по достижении уровня развития ПО и БРЭО block 4, F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61. Самолет будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Изначально это требование было предъявлено только к F-35A, четких сведений о других модификация по этому вопросу нет. F-35A заменит в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО истребитель F-16.[59][60]
Пушечная установка
Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25-мм. Данное орудие получено путем глубокой модернизации пушки GAU-12 используемой на самолетах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие — уменьшение количества стволов с пяти до четырёх, что позволило значительно уменьшить массу — примерно на 20 кг, уменьшить объём занимаемый орудием на 20 % и повысить точность.[49][50][51]
На модификации F-35A орудие будет установлено внутри самолета, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.
Для модификаций F-35B и F-35C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. Несмотря на то, что при создании контейнера использовались технологии пониженной заметности, очевидно, что использоваться он будет, как оружие на внешней подвеске вообще, в основном когда ПВО противника будет значительно подавлена и только в тех миссиях, где пушка будет полезна (например непосредственная поддержка войск).
Характеристики авиапушки GAU-22/A:
Масса без снарядов (орудия/встроенной системы/подвесного контейнера), кг
104,3/189/334
Скорострельность, выстр./мин
3000-3300
Начальная скорость снаряда (HEI/API), м/с
1085/1036
Масса снаряда (HEI/API), грамм
184/215
Эксплуатация
По состоянию на март 2012 года эксплуатируется 26 самолётов: 14 модификации F-35A, 9 F-35B и 3 F-35C, в следующих испытательных и тренировочных центрах (серийные самолеты выделены жирным шрифтом)[3][61][12][13][14]:
Эдвардс (авиабаза), штат Калифорния, центр испытаний F-35A AF-1 (первый полет 14 ноября 2009 года; передан 17 мая 2010 года)
AF-2 (первый полет 20 апреля 2010 года; передан 17 мая 2010 года)
AF-3 (первый полет 6 июля 2010 года; передан 11 декабря 2010 года)
AF-4 (первый полет 30 декабря 2010 года; передан 22 января 2011 года)
AF-6 (первый полет 25 февраля 2011 года; передан 13 мая 2011 года)
AF-7 (первый полет 4 марта 2011 года; передан 6 мая 2011 года)
Патаксент (авиабаза флота США), штат Мэриленд, центр испытаний F-35B и F-35C BF-1 (первый полет 11 июня 2008 года[62]; передан 15 ноября 2009 года; первая вертикальная посадка 18 марта 2010 года)
BF-2 (первый полет 25 февраля 2009 года; передан 29 декабря 2009 года; первая вертикальная посадка 26 января 2011 года; с 3 по 18 октября 2011 года проходил испытания в море на корабле USS Wasp (LHD-1), 18 октября вернулся в Патаксент)
BF-3 (первый полет 2 февраля 2010 года; передан 17 февраля 2010 года; первая вертикальная посадка 29 апреля 2011 года)
BF-4 (первый полет 6 апреля 2010 года; передан 7 июня 2010 года; первая вертикальная посадка 27 апреля 2011 года; с 6 по 21 октября 2011 года проходил испытания в море на корабле USS Wasp (LHD-1), 21 октября вернулся в Патаксент)
BF-5 (первый полет 27 января 2011 года; передан 16 июля 2011 года[63]; первая вертикальная посадка 5 января 2012 года[64])
CF-1 (первый полет 6 июня 2010 года; передан 6 ноября 2010 года)
CF-2 (первый полет 29 апреля 2011 года; с 16 мая по 25 июня 2011 года на базе Патаксент, с 25 июня по 9 июля в Лейкхерст[65][66], 9 июля вернулся в Патаксент[67])
CF-3 (первый полет 21 мая 2011 года; с 2 июня по 26 июля 2011 года на базе Патаксент, с 26 июля по конец октября в Лейкхерст, в конце октября вернулся в Патаксент)[68][69]
Форт-Уэрт, штат Техас, заводской испытательный центр Lockheed-Martin AF-14 (первый полет 2 марта 2012 года)[12]
AF-15 (первый полет 3 марта 2012 года)[13]
BF-9 (первый полет 6 марта 2012 года)[14]
Эглин, штат Флорида, объединённый учебный центр ВВС, ВМС и КМП под управлением 33-го истребительного крыла Учебно-тренировочного Командования ВВС, здесь ведется подготовка строевых пилотов и техников всех родов войск[70] 58-я истребительная эскадрилья «Gorillas» ВВС США AF-8 (первый полет 6 мая 2011 года; передан 20 июля 2011 года)[71]
AF-9 (первый полет 13 мая 2011 года, передан 14 июля 2011 года)[37][38]
AF-10 (первый полет 29 июня 2011 года; передан 31 августа 2011 года)[8][72]
AF-11 (первый полет 1 июля 2011 года; передан 31 августа 2011 года)[8][73]
AF-12 (первый полет 9 июля 2011 года; передан 20 октября 2011 года)[4][74]
AF-13 (первый полет 14 июля 2011 года; передан 26 октября 2011 года)[5][75]
501-я учебная эскадрилья VMFAT-501 «Warlords» КМП США BF-6 (первый полет 25 октября 2011 года; передан 11 января 2012 года)[9][76]
BF-7 (первый полет 21 декабря 2011 года; передан 19 января 2012 года)[11][77]
BF-8 (первый полет 29 ноября 2011 года; передан 11 января 2012 года)[10][76]
10 мая 2011 года был произведен двухсотый укороченный взлет версии F-35B.[61]
20 июня 2011 года F-35 преодолел планку в 1000 полетов всех модификации в сумме.[78].
9 июля 2011 года был совершен сотый полет модификации F-35C.[67]
27 июля 2011 года F-35C (борт CF-3), в испытательном центре ВМС США в Лейкхерст, впервые взлетел с паровой катапульты TC-13 Mod 2 имитирующей катапульты установленные на современных авианосцах класса «Нимитц»[79][80], на 25 октября было совершено 59 стартов с катапульты.[81] С 4 ноября 2011 года катапультные испытания проводят на авиабазе в Патаксент, на катапульте TC-7.[82] 18 ноября 2011 года F-35C (борт CF-3) впервые стартовал с электромагнитной катапульты EMALS, подобной той, которые будут устанавливаться на авианосцах нового поколения «Джеральд Р.Форд».[83]. В общей сложности на конец года было совершено 65 успешных стартов с катапульт.[3]
До конца 2011 года совершено 268 вертикальных посадок модификации F-35B, из них 72 на универсальный десантный корабль Wasp в течение двухнедельных испытаний в начале октября 2011 года.[84]
План полетов на 2011 год был перевыполнен ровно на сто (972 против 872 запланированных), а план по т. н. тестовым баллам, отражающим прогресс испытаний и выполнение запланированных тестов, был перевыполнен на 18 % (7,823 против 6,622).[84]
План на 2012 год включает в себя 1001 полет и 7873 тестовых балла. За первые два месяца (до 20 февраля) было выполнено 114 полетов и собрано 773 балла.[85]
В общей сложности с декабря 2006 года по 20 февраля 2012 было выполнено 1704 полета машин всех модификации общей длительностью более 2500 часов.
В январе 2012 года в открытом доступе, на веб-ресурсе f-16.net, появились подробности доклада министерства обороны США от ноября 2011 года, согласно которому причиной неудачи всех восьми посадок третьего прототипа F-35C на имитатор палубы авианосца на базе авиации ВМС США Лейкхёрст в ходе первых испытаний в августе 2011 года (ни в одном из восьми случаев гак F-35C не смог зацепить тросы аэрофинишера) являются серьёзные конструктивные просчеты, а именно малое расстояние между точкой касания гака и основными стойками шасси. Во время более поздних испытаний было совершенно не менее 3 удачных зацепов (3 на начало ноября 2011)[81], тем не менее очевидно, что без внесения серьёзных изменений в конструкцию самолет неспособен к надежной посадке на авианосец. В качестве наиболее вероятного решения, на данный момент, обсуждается использование удлиненного телескопического гака, но в таком случае технологически трудным будут обеспечить требуемую прочность.[86][87]
Комментарии представителей корпорации Lockheed Martin по данному вопросу были опубликованы 17 января на новостном ресурсе Defense News. Руководитель программы, Том Бербедж подтвердил серьезные трудности возникшие во время испытаний 2011 года, но категорически отверг заявления, что «F-35C никогда не сможет сесть на авианосец», заявив, что это «очевидно не соответствует действительности». По его словам, проблема возникла из-за серьезных требований по снижению заметности в радиолокационном диапазоне — тормозной гак был намеренно спроектирован компактным чтобы полностью убираться в свой отсек, который в свою очередь не должен сильно выделяться в хвостовой части самолета. Бербедж заявил, что в конструкцию гака уже вносятся необходимые изменения и новая система должна будет готова к установке на самолеты и испытаниям во втором квартале 2012 года, отдельно отметив, что данные изменения не только ни потребуют серьезного изменения конструкции F-35C в целом (о неизбежности которых говорилось в статье на ресурсе f-16.net), но и незатронут конструкцию отсека тормозной системы.[88][89]
Испытания на авианесущих кораблях
3 октября 2011 года F-35B (б/н BF-2) под управлением подполковника Корпуса Морской пехоты Фреда Шенка впервые совершил посадку на находящийся в море универсальный десантный корабль USS Wasp.[90][91]
В тот же день было выполнено несколько взлетов и посадок на палубу, а в общей сложности за первые два дня — 6 взлетов и посадок, не считая ещё одной посадки при прибытии на корабль.[92]
Второй самолет, б/н BF-4, присоединился к испытаниям 6 октября.[93]
21 октября 2011 года первый из трех запланированных раундов морских испытании модификации F-35B был успешно завершен. В общей сложности было совершено 72 взлета и посадки на корабль. В следующий раз F-35B должен вернуться на палубу в 2013 году, в ходе серии испытании DT-2.[94]
Стоимость эксплуатации
Оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолётов F-35, по данным аналитической группы при Министерстве Обороны США переданных в Конгресс 15 апреля 2011 года, в течение 30 лет при налете в 8000 часов на каждый самолёт, с учётом инфляции может превысить 1 триллион долларов (ранее, в 2009 году она оценивалась в 915 млрд долларов США). Час полета F-35 обойдется в 30,7 тысяч долларовчто сопоставимо с аналогичным показателем истребителя четвёртого поколения F-15
Тактико-технические характеристики F-35
Три вида F-35
[править] Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: F-35A: 15,7 м
F-35B: 15,6 м
F-35C: 15,7 м
Размах крыла: F-35A: 10,7 м
F-35B: 10,7 м
F-35C: 13,1 м
Высота: F-35A: 4,38 м
F-35B: 4,36 м
F-35C: 4,48 м
Площадь крыла: F-35A: 42,7 м²
F-35B: 42,7 м²
F-35C: 62,1 м²
Масса: пустого: F-35A: 13290 кг
F-35B: 14650 кг
F-35C: 15785 кг
нормальная взлётная масса: F-35A: 24350 кг
F-35B: 22240 кг
F-35C: 25896 кг
максимальная взлетная масса: F-35A: около 31750 кг
F-35B: около 27215 кг
F-35C: около 31750 кг
масса топлива: F-35A: 8278 кг
F-35B: 6125 кг
F-35C: 8960 кг
Двигатель: тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)
тяга: максимальная: 1 × 12460 кгс
на форсаже: 1 × 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)
[править] Лётные характеристики
Максимальная скорость: около 1900 км/ч (около 1200 миль в час или 1,6 М)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)
Дальность полета: максимальная: F-35A: 2200 км
F-35B: 1670 км
F-35C: 2520 км
Боевой радиус действия без дозаправки в воздухе[105] F-35A: 1080 км
F-35B: 865 км
F-35C: 1140 км
Продолжительность полёта: 2,6 ч
Практический потолок: 18200 м
Скороподъёмность 12000 м/мин
Максимальная эксплуатационная перегрузка: F-35A: +9 G
F-35B: +7 G
F-35C: +7,5 G
Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе: F-35A: 569 кг/м²
F-35B: 520 кг/м²
F-35C: 606 кг/м²
при максимальной взлётной массе: F-35A: 744 кг/м²
F-35B: 632 кг/м²
F-35C: 744 кг/м²
Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе: F-35A: 0,74
F-35B: 0,81
F-35C: 0,70
при максимальной взлётной массе: F-35A: 0,57
F-35B: 0,67
F-35C: 0,57
[править] Вооружение
Пушечное: F-35A: 1 × 25-мм встроенная авиационная четырёхствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами[49][50][51]
F-35B: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами[49][50][51]
F-35C: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами[49][50][51]
Боевая нагрузка: F-35A: 8150 кг
F-35B: 6800 кг
F-35C: 8150 кг
Точки подвески: внутренних: 4
внешних: 6
Ракетное вооружение: УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM
Различия модификаций F-35
Три варианта истребителя F-35
F-35 строится в трёх основных ввариантах, предназначенных для выполнения различных боевых задач.
F-35A
CTOL
F-35B
VSTOL
F-35C
CV
Длина
15,7 м
15,6 м
15,7 м
Размах крыла
10,7 м
10,7 м
13,1 м
Площадь крыла
42,7 м²
42,7 м²
62,1 м²
Масса пустого
13290 кг
14650 кг
15785 кг
Нормальная взлетная масса
24350 кг
22240 кг
25896 кг
Максимальная взлетная масса
около 31750 кг
около 27215 кг
около 31750 кг
Дальность полета
2220 км
1670 км
2520 км
Тяговооруженность
0,74
0,81
0,70
Нагрузка на крыло
569
606
520
Критика проекта F-35
Викиновости по теме:
Разработчики F-16
о проекте F-35 Lightning II
Руководитель независимого австралийского аналитического центра «Air Power Australia» доктор Карло Копп сравнив возможности российского ЗРК С-400 «Триумф» и F-35, сделал вывод, что он не может составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО и станет для них лёгкой добычей. Он также добавил, что США, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер с объёмом двигателя в 50 кубических сантиметров.[106]
Представители Пентагона и компании Lockheed Martin выступили в защиту истребителя пятого поколения F-35 после того, как средства массовой информации в США и других странах поставили под сомнение его боевую эффективность. Поводом для критики стали виртуальные поединки американских и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008 года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах. Информация об убедительной победе Су-35 просочилась в прессу через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. В данной связи руководитель программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис (Charles Davis) выступил с категорическим опровержением критических публикаций и заявил, что в ходе учений решались совершенно иные задачи. Он также отметил многочисленные преимущества F-35 над всеми существующими истребителями.[107]
После опубликования прогнозов стоимости самолёта F-35, который может стать самым дорогим истребителем мира, превзойдя по этому показателю предыдущего «чемпиона» F-22, ряд источников выступил с критикой соотношения стоимость/эффективность данного самолёта