Як-9 явился закономерным продолжением истребителей Як-1 и Як-7.
С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие
Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во
всех отношениях более совершенным. Это естественно, поскольку при
создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и
боевого применения Як-1, и имелась возможность более широкого
применения дюралюминия,
в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения, как в
начале войны. Использование металла позволило, в частности, существенно
уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения
запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным вооружением и
более разнообразным спецоборудованием.
Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой
Отечественной войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в
сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей,
вместе взятых, и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных
фронтах. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолетов в день.
Як-9 выпускался на трёх крупных заводах (№ 153 в Новосибирске, NN166, NN82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы.
Все модификации истребителя обладали отличными летно-техническими
характеристиками, не имели значительных конструктивных или
эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям.
Самолёт был предельно прост по конструкции и приспособлен для
производства в условиях военного времени. Почти все материалы, из
которых он строился, вырабатывались в местах его изготовления.
Первым серийным самолетом стал Як-9 с двигателем М-105ПФ.
Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся фронтовым
истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для
которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От последнего
Як-9 имел ряд отличий, основные из которых следующие: запас горючего и
число бензобаков уменьшены соответственно с 500 кг и четырёх баков до
320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных
бака не заливались, на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла
уменьшен с 50 до 26…30 кг; сняты бомбодержатели для наружной подвески
бомб.
Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ — одна мотор-пушка ШВАК с
боезапасом 120 патронов и один (левый) синхронный пулемет УБС с
боезапасом 200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным
вариантом Як-7ДИ увеличилась до 2870…2875 кг, что объяснялось в основном
более низкой культурой производства и менее жёстким массовым контролем
на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ
А. С. Яковлева.
Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной
плоскостях, легким в управлении. Например, в бою на вертикалях Як-9
заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях — после 3-4 витков виража.
Як-9 М-105ПФ выпускали два завода: N153 — с октября 1942 г. по
февраль 1943 г. (с 1-й по 3-ю серию, последний самолет — N03-51), всего
195 самолетов; и N 166-с января по август 1943 г. (с 1-й по 6-ю серию),
всего 264 самолета. Таким образом, в общей сложности построено 459
самолетов Як-9 М-105ПФ.
Впервые в боевых действиях Як-9 принял участие во время советского
контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 года.
В июне 1943 года в районе Курска
на серийных самолетах Як-9 из-за неосвоенности технологии производства
имело место несколько случаев отрыва деревянной обшивки от каркаса крыла
в полете. Этот дефект устранялся по мере его появления бригадами ОКБ и
серийных заводов непосредственно в строевых частях. В мае 1944 года на
Як-9М и последующих модификациях этот дефект был окончательно устранен.
Оценка проекта
В советской историографии истребителям Як отводилось особое место;
свою роль в этом сыграли многократно переиздававшиеся книги
А. С. Яковлева.
Часто советские истребители предвоенного поколения сравнивают с Bf
109E, на основе чего делается вывод, что Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 по
совокупности характеристик превосходили немецкий истребитель. Однако
серийное производство «E» началось в 1939 году, а перед нападением на
СССР две трети истребительных групп люфтваффе, сосредоточенных на
западных границах Советского Союза, полностью или частично перешли на Bf
109F-1. Осенью 1941 года на фронте появился Bf 109F-2, по всем
параметрам превосходивший Як-1 с мотором М-105ПА.
Осенью 1941 года в НИИ ВВС проводились исследовательские воздушные
бои с Bf 109F-2. Немецкий истребитель из-за боевых повреждений в своё
время приземлился прямо на поле Тушинского аэродрома. У земли
«Мессершмитт» обгонял Як-1 на 30 км/ч. На высоте 1000 м немецкий
истребитель имел незначительное преимущество по вертикальному и
горизонтальному маневрам; на высоте 3000 м Як-1 и «Мессершмитт»
находились в равных условиях. На высоте 5000 м Як-1 имел явное
преимущество и по максимальной скорости, и по вертикальной и
горизонтальной маневренности. Однако, на принимавшем участие в бою
«Мессершмитте» на высотах свыше 2750 двигатель не добирал мощности из-за
неотрегулированной системы нагнетания. Начальник НИИ ВВС генерал
Фёдоров в письме к А. С. Яковлеву от 24 декабря 1941 года писал, что «в
настоящее время у нас нет истребителя с лётно-тактическими данными,
лучшими или хотя бы равными Ме-109F.»
Положение отчасти выравнялось с появлением Як-1 с форсированным
мотором М-105ПФ, который превосходил по скорости пятиточечный 09С во
всем диапазоне высот от земли до 5000 м; Як-1 обгонял трехточечный
«Мессершмитт» на высотах до 2000 м, выше немецкий самолёт летал быстрее,
причём на семи километрах разница в скорости составляла уже 96 км/ч.
Однако Bf 109G имел худшую по сравнению с «F» аэродинамику, и по
маневренности на вираже Як-1 превосходил «Мессершмитт» на высотах до
5000 м. Як-7 обладал теми же достоинствами и недостатками, что и Як-1 —
превосходил «Мессершмитт» на горизонталях и в наборе высоты на малых и
средних высотах, практически не имел преимущества по максимальной
скорости и уступал по большинству параметров на больших высотах.
Новые Як-9 и особенно Як-3 превосходили «Мессершмитт» на малых и
средних высотах. Як-9 заходил в хвост самому маневренной модели Bf 109F с
первого боевого разворота. Встреч с Як-3 на высотах до 5000 м немецкие
лётчики старались избегать. Единственным преимуществом немецких пилотов
оставалось пикирование; на протяжении всей войны «Мессершмитты»
пикировали гораздо лучше, чем советские истребители. Як-3 и Як-9 не
могли догнать «Мессершмитт» на пикировании, в частности, из-за
ограниченной прочности конструкции.
Истребитель FW-190
считался на Восточном фронте более лёгким противником, чем Bf 109. Як-1
и Як-7 превосходили «Фокке-Вульф» по горизонтальной и вертикальной
маневренности в диапазоне высот до 5000 м.
По вооружению Як-1 не уступал Вf 109F, однако появление «Густава», не
говоря уже о FW-190, подорвало это равновесие. В какой-то мере
положение исправили только Як-9Т, но это был самолёт не для среднего
лётчика. Попытки достойно вооружить «Як» так и не привели к убедительным
результатам. К концу войны считалось, что истребитель должен нести
три-четыре пушки калибра 20-30 мм, исключением были только американские
самолёты, имевшие исключительно мощное пулемётное вооружение, и «Яки».
Правда, трёхпушечный Ла-7 тоже не стал массовым истребителем, но все же
две пушки были лучше, чем пушка и пулемёт. Недовооружённость «Яков»
отмечали многие известные лётчики, в частности, А. И. Покрышкин.
Согласно работам некоторых исследователей, большинство результативных
лётчиков-истребителей ВВС РККА закончили войну или на самолётах
Лавочкина, или на «Аэрокобрах». В отчётах по испытаниям истребителей "Як
"отмечается исключительно удобное расположение приборов и органов
управления в кабине, однако А. И. Покрышкин придерживался другого
мнения: «Расположение приборов в кабине (имеется в виду Як-3) создавало
для лётчика определённые неудобства». С другой стороны, маршал Савицкий
считал истребители Яковлева лучшими самолётами такого класса.
Як-9Т, вооружённый 37-мм пушкой, был не самым массовым вариантом
Як-9, однако именно на нем закончили войну многие асы. Он имел мощное
вооружение вкупе с хорошими лётными характеристиками. В заключении по
войсковым испытаниям отмечалось, что «самолетами Як-9Т целесообразно
вооружать части с личным составом, хорошо владеющим воздушной стрельбой.
Лётчик, летающий на Як-9Т, должен был быть своего рода снайпером и
уметь поражать врага наверняка — с первого выстрела.»[3]
Модификации
Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в
самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы
самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым
вооружением, истребитель дальнего сопровождения,
истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный
истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет
специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной
истребитель.
Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно.
На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов
двигателей, шесть вариантов числа и объёма бензобаков, семь вариантов
вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две
существенно отличавшихся разновидности крыла: смешанной и
цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме исходной
конструкции, имели специальные индексы.
Як-9 с М-106ск
Опытный самолет, попытка улучшить характеристики Як-9 за счёт установки более мощного двигателя М-106ск,
оснащенного односкоростным нагнетателем. Самолет вышел на испытания в
октябре 1942 года. Однако двигатель работал неудовлетворительно и
истребитель остался в единственном экземпляре.
Як-9 с М-107А
Самолет испытывался в декабре 1942 года. Перспективный двигатель М-107А
при таких же габаритах как и М-105ПФ имел гораздо большую мощность, но
оказался ещё «сырым», и однажды из-за его отказа самолет потерпел
аварию, в которой чуть не погиб лётчик-испытательП. М. Стефановский. Этот вариант Як-9 был изготовлен лишь в одном экземпляре.
Як-9Д
Эта модификация отличалась от базовой модели большим запасом топлива (ЯК-9 320 кг,ЯК-9Д 480 кг). Топливо размещалось не в двух баках
как на ЯК-9, а в четырёх: двух корневых по 208 л и двух консольных по
117 л. Максимальная дальность полета достигла 1400 км. Производство
ЯК-9Д началось в марте 1943 года (вместо ЯК-9) и продолжалось до мая
1944 года. Всего было выпущено 3068 истребителей ЯК-9Д.
Як-9Т
На самолете в развале блока цилиндров двигателя М-105ПФ была установлена 37 мм пушкаНС-37.
Из за большой длины орудия кабину лётчика сдвинули назад на 0,4 м,
также было проведено усиление конструкции и агрегатов. Боезапас состоял
из 30-32 патронов пушки НС-37 и 200—220 патронов синхронного пулеметаУБ.
Масса секундного залпа составляла 3,74 кг. 37-мм пушка позволила
увеличить дистанцию открытия стрельбы: для нарушения боевого порядка
бомбардировщиков 1000—1200 м; по отдельным не маневренным
бомбардировщикам 500—600 м. Як-9Т с успехом применялся для атаки
наземных целей. Бронебойные снаряды с дистанции 500 м под углом 45
градусов пробивали броню толщиной 30 мм. Однако сильная отдача орудия
приводила к тому, что в сторону цели уходило лишь первые несколько
снарядов. В отчете о войсковых испытаниях самолета отмечалось: «летчик,
летающий на Як-9Т, должен быть своего рода снайпером и уметь поражать
самолет врага наверняка — с первого выстрела». В конце 1943 г. самолет использовался для борьбы с морскими целями противника на Чёрном море. В период с марта 1943 г. по июнь 1945 г. было построено 2748 самолетов Як-9Т.
Як-9ТД
Самолет Як-9Т с увеличенным запасом топлива, четыре бака как на Як-9Д. Выпускался в 1944 г.
Як-9К
Модификация Як-9Т, на которой вместо 37 мм пушки НС-37 была установлена 45 мм пушка НС-45.
Зазор между полым валом редуктора винта и проходящим сквозь него
стволом пушки составлял всего 0,75 мм. Для уменьшения силы отдачи,
которая составляла 7тс, ствол НС-45 снабдили дульным тормозом. Но все же
при стрельбе на небольших скоростях самолет разворачивало, а летчик
испытывал резкие толчки. Было рекомендовано вести стрельбу короткими
очередями по 2-3 выстрела. Масса секундного залпа Як-9К достигла
5,53 кг. В апреле-июне 1944 г. построили серию Як-9К из 53 самолетов. За
время войсковых испытаний истребители провели 51 воздушный бой, в ходе
которых было сбито 8 FW-190A-8 и 4 BF-109G
(встреч с бомбардировщиками не было). Свои потери составили 1 Як-9К.
Средний расход 45-ти мм патронов на сбитый самолет противника составил
10 штук. Як-9К не стали выпускать большой серией по причине ненадёжной
работы пушки НС-45.
Як-9П
Опытный вариант Як-9. В место синхронного 12,7 мм пулемёта УБ на самолете была установлена 20 мм пушка ШВАК. Як-9П изготовлен в марте 1943 г.
Як-9ТК
Самолет имел усиленную конструкцию отдельных узлов и унифицированную
систему монтажа центральной пушки, которая позволяла в полевых условиях
в зависимости от боевых задач ставить пушку ШВАК либо 23 мм пушку ВЯ-23, либо НС-37, либо НС-45. Изготовлен во второй половине 1943 г.
Як-9М
Самолет представлял собой развитие Як-9Д с фюзеляжем от Як-9Т, то
есть с кабиной пилота, сдвинутой назад на 0,4 м. Также были внедрены
многие улучшения. По своим летным и пилотажным характеристикам Як-9М
вначале почти не отличался от Як-9Д. Но в конце 1944 г. на самолете
начали устанавливать более мощный и менее высотный двигатель ВК-105ПФ-2,
что дало некоторое увеличение скорости и улучшение скороподъемности на
небольшой высоте. Як-9М стал одним из самых массовых в советских ВВС. Общее число построенных самолетов составило 4239 штук.
Як-9С
Самолёт на базе Як-9М с двигателем ВК-105ПФ-2. Главным отличием от
базовой модели было вооружение, которое включало 23 мм мотор-пушку НС-23 и две синхронные 20 мм пушки БС-20С.
Государственные испытания завершились в сентябре 1945 года и показали
неудовлетворительные по современным требованиям данные. В серийное
производство Як-9С решили не запускать.
Як-9ДД
В 1944 году появился новый советский бомбардировщик Ту-2,
для его сопровождения не хватало дальности даже у Як-9Д. Также
требовался самолет, дальность полета которого позволяла бы проводить
операции совместно с авиацией стран антигитлеровской коалиции. Таким
самолетом стал Як-9ДД. На самолете было установлено восемь крыльевых
баков, запас топлива составил 630 кг. Было усовершенствовано приборное и
радиосвязное оборудование, для обеспечения полетов на большом
расстоянии от баз и плохих погодных условиях. Максимальная дальность
полета достигла 1800 км. Масса стала рекордной для самолетов этого
типа — 3390 кг. Вооружение истребителя осталось стандартным: 20 мм пушка
и 12,7 мм пулемет. Кабина пилота была смещена на 0,4 м, как на Як-9Т.
Як-9ДД применялся на всех участках фронта. В августе 1944 г. группа из
двенадцати истребителей была направлена на авиабазу союзников,
расположенную близ итальянского города Бари, для сопровождения транспортных C-47, доставлявших грузы Югославским партизанам. При перебазировании был выполнен беспосадочный перелет Бельцы-Бари протяженностью почти 1300 км, прошедший, в основном, над территорией противника. За время пребывания в Италии группа выполнила 150 боевых вылетов.
Хотя встреч с самолетами противника не было, работа была тяжелой. Во
время посадки С-47, группа сопровождения находилась в воздухе в ожидании
разгрузки, а затем сопровождала транспортные самолеты на обратном пути.
Нередко Як-9ДД приходилось выполнять посадки на небольшие партизанские
аэродромы в сложных метеоусловиях. За все время выполнения задания в
работе систем и агрегатов Як-9ДД не было зафиксировано ни одной поломки.
На Як-9ДД советские летчики также сопровождали B-17 и B-24 при совершении перелетов из Полтавы в Бари.
Як-9Р
Ближний разведчик Як-9Р представлял собой переделку обычного Як-9, в свободном отсеке которого размещался аэрофотоаппарат,
позволявший вести плановую съёмку с высот от 300 до 3000 метров.
Самолёт выпускался небольшими партиями на авиазаводах, кроме того, в
полевых авиаремонтных мастерских или рембазах в разведчик переделывали
серийные Як-9. Второй вариант Як-9Р, дальний разведчик, являлся
модификацией Як-9Д и отличался не только наличием фотоаппарата, но и
более богатым оборудованием. Завод № 166 выпустил небольшое количество
таких Як-9Р. Як-9Р старались применять там, где ведение разведки
самолетами других типов, например Пе-2, было сопряжено с большим риском.
Як-9Л
Первоначальное обозначение Як-9Б.
Як-9Б
Модификация на основе Як-9Д. В свободном пространстве фюзеляжа за
кабиной пилота оборудовали бомбоотсек, содержащий четыре трубы, в
которые можно было подвешивать четыре 100 кг бомбы или же размещать 4
кассеты по 32 противотанковые кумулятивные бомбы калибром 1,5 или
2,5 кг. Як-9Б вышел на испытания в марте 1944 г. Самолетами Як-9Б была
вооружена 130 ИАД, действовавшая на Третьем Белорусском фронте. В
Министерстве обороны России есть сведения о её действиях за период с 18
декабря 1944 г. по 20 февраля 1945 г. За этот период дивизия совершила
2494 боевых вылета. Было сброшено 156,5 тонн бомб и проведено 53
воздушных боя, в которых противник потерял 25 самолетов (20 FW-190, 2 Bf-109, 1 Ar-56, 2 Hs-129). Свои потери составили: 4 Як-9Б было сбито и столько же повреждено. Результаты бомбардировок: Уничтожено танков — 29, бронетранспортёров — 11, автомашин — 1014, орудий — 7, паровозов — 18, железнодорожных вагонов — 161, станционных зданий — 20, складов горючего — 4 и т. д. В общей сложности было построено 109 Як-9Б.
Як-9ПД
Як-9ПД
Разработка этой модификации была связана с полётами над Москвой немецких разведчиков Ju-86r-1, которые начались с июля 1942 г. Истребитель создавался на базе Як-9 и оснащался высотным мотором М-105ПД и вооружался лишь одной 20 мм пушкой ШВАК. В апреле 1943 г. было изготовлено пять Як-9ПД, которые отправили в 12й ГИАППВО Москвы, для испытаний. На большой высоте двигатель перегревался и работал нестабильно. В одном из полетов подп-к Л.А.Шолохов
почти догнал Ju-86r-1, достигнув высоты 12100 м, но самолет противника
забрался более чем на 13000 м и из-за плохой работы мотора советский
пилот не смог продолжить выполнение задания. Около года продолжалась
доводка самолета. За этот период увеличили высотность М-105ПД, затем на
самолет установили более высотный мотор М-106ПВ, существенно облегчили
машину, изменили систему охлаждения, поставили новый винт и другое крыло
большего размаха. Подключили специалистов из ЦАГИ и ЛИИ, провели исследования в аэродинамической трубе. Однако успеха всё не было. Только в апреле 1944 г., когда М-106ПВ
оборудовали системой впрыска водо-спиртовой смеси, удалось получить
приемлемую работу двигателя. В 1944 г. Як-9ПД начали делать на основе
Як-9У. Масса самолета составила рекордно малую для всех истребителей Як
периода войны — всего 2500 кг. Высота полета составила 13,1-13,5 км. Но к
этому времени немецкие самолеты над Москвой уже не появлялись, и в бою
истребители опробовать не довелось. Всего было выпущено 35 Як-9ПД, и все
они находились в Московской зоне ПВО.
Як-9У
В конце 1943 года появились два истребителя обозначенные Як-9У. Один
с двигателем М-107А, другой с М-105ПФ-2. Помимо установки мотора
другого типа была усовершенствована конструкция и аэродинамика базовой модели. Маслорадиатор
убрали из под капота и установили в центральной части крыла, полотняную
обшивку хвостовой части фюзеляжа заменили на фанерную, улучшили
герметизацию фюзеляжа
и сделали множество других более мелких но важных доработок. Вооружение
обоих самолетов состояло из центральной пушки (23 мм на самолете с
М-105ПФ-2 и 20 мм на модели с М-107А) и двух синхронных 12,7 мм
пулеметов. Испытания обоих самолетов проходили почти одновременно.
Вариант с М-107А был признан лучшим из всех советских и иностранных
истребителей, проходивших испытания в НИИ ВВС. Несмотря на выявленный
целый ряд недостатков (в основном мотор и система охлаждения), самолет
был рекомендован в серию и в апреле 1944 г. появились первые серийные машины. За два месяца войсковых испытаний, с октября по декабрь 1944 г., летчики 163-го Краснознаменного ИАП
на тридцати двух Як-9У провели 398 самолётовылетов и в 18 воздушных
боях сбили 27 FW-190А и 1 Bf-109G. Потери составили два Як-9У.В конце
1944 г. на Як-9У начали устанавливать новые радиаторы и улучшили каналы
охлаждения, после чего температурные режимы в основном вошли в норму.
Як-9У оказался одной из самых удачных модификаций советских самолетов
периода ВОВ. Единственным, пожалуй, существенным недостатком Як-9У был
малый ресурс двигателя М-107А,
составлявший в начале всего 25 часов. У летчиков-истребителей самолет
Як-9У за свои выдающиеся качества получил прозвище «убийца» или
«убивец».
Як-9УТ
Модификация Як-9У с более мощным вооружением. На Як-9УТ
устанавливались три пушки: центральная НС-37 калибром 37 мм и две
синхронные Б-20С
калибром 20 мм. Самолет имел рекордную для советских истребителей массу
секундного залпа-6,0 кг. Причем установка центральной пушки была
унифицирована, в место НС-37 можно было ставить пушки калибром 20,23 и
45 мм. В последнем случае вес секундного залпа возрастал до 9,3 кг. По
своим ЛТХ Як-9УТ практически не отличался от Як-9У. Модификация
выпускалась с февраля 1945 г. Выпускаемые самолеты имели вооружение
состоявшее из центральной 23 мм пушки НС-23 и двух синхронных БС-20. За
три месяца серийного производства было изготовлено 282 Як-9УТ,
незначительное их количество попало на фронт в последние недели войны.
Як-9В
Учебно-тренировочный самолет имел улучшенное оборудование, убирающиеся шасси, вооружение (20 мм центральная пушка ШВАК), двигатель М-105ПФ-2. Благодаря убирающимся шасси Як-9В имел ЛТХ
близкие к современным ему истребителям, а наличие пушки позволяло
отрабатывать навыки стрельбы. Серийное производство Як-9В началось в августе1945 г.
и продолжалось в течение двух лет, за этот период выпустили 793 машины,
из них 456 изготовили заново, а 337 переделали из Як-9М. На протяжении
нескольких послевоенных лет Як-9В был основным УТСВВС СССР.
Як-9УВ
УТС на базе Як-9У с двигателем М-107А. Испытания завершились в октябре 1945 г. Самолет серийно не строился.
Як-9 «Курьерский»
Транспортный самолёт предназначенный для перевозки одного пассажира (например фельдъегеря)
во фронтовых условиях. Машина представляла собой смесь дальнего
истребителя Як-9ДД и УТС Як-9В, без вооружения. В задней кабине
отсутствовала приборная доска и органы управления, был установлен пол и
внутренняя обшивка. Для комфорта в дальних перелётах в обеих кабинах
были установлены специальные писсуары.
Единственный экземпляр Як-9 «Курьерский» построили на заводе № 153
летом 1944г, он прошёл заводские испытания, но на Государственные не
передавался.
Як-9П
Модификация Як-9У, отличалась более современным и разнообразным
приборным и радиосвязным оборудованием, которое обновлялось и
совершенствовалось по мере выпуска самолёта. Был увеличен объём
крыльевых баков. Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С
и унифицированной центральной пушечной установки, как на Як-9УТ.
Производство Як-9П началось в 1946 г. сначала это были самолёты с
цельнометаллическим крылом, а с 1947 г. полностью металлические. В конце
1947 г. на машине установили реверсивныйвинт,
благодаря которому длина пробега уменьшилась в 2 раза и пропала
опасность капотирования при резком торможении. Производство Як-9П
продолжалось до декабря 1948 г. Всего изготовили 801 истребитель, из них
772 цельнометаллических. Як-9П состоял на вооружении: СССР, Албании, Венгрии, Польши, Китая, Югославии.
Боевое применение Як-9
С 1942 по 1945 год самолёт активно применялся во всех операциях Великой Отечественной войны и на равных противостоял своему главному противнику — Bf 109.