Як-7 — советский одномоторный самолёт Великой Отечественной войны.
Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны по инициативе
находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ
А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым, на базе
учебно-тренировочного самолёта Як-7УТИ — установлено полноценное вооружение (одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82),
установлена бронеспинка, снят фото-кинопулемет, непротектированные
бензобаки заменены протектированными, установлена система заполнения
бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом,
демонтировано оборудование и управление из кабины инструктора (задней),
после чего она могла быть использована для переброски техсостава и
грузов при перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной
посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и
для других целей. Производился с 1942 года, всего было построено 6399 самолётов, включая учебные и боевые, 18-ти различных модификаций.
Серийные модификации
Як-7 — 62 шт., сентябрь-октябрь 1941 г.
Як-7А — 277 шт., январь-май 1942 г., новая радиостанция, мелкие улучшения в конструкции планера.
Як-7Б — 5120 шт., май 1942 г. — декабрь 1943 г., усиленное
вооружение (замена пулеметов ШКАС на два 12,7 мм пулемета УБС), уборка
хвостового колеса шасси, с июня 1942 г. установка двигателя М-105ПФ
(1180 л.с., скорость самолета достигла 514 км/ч у земли),различные
улучшения к октябрю 1943 г. позволили добиться увеличения скорости до
532 км/ч у земли.
Як-7В — 597 шт., май 1942 г. — декабрь 1943 г. -
учебно-тренировочный вариант истребителя ЯК-7, часть самолетов
переделана из истребителя ЯК-7Б, снято вооружение.
Як-7-37 — 22 шт., август 1942 г.- установка 1 х 37-мм пушки МПШ-37 и
2 х УБС, изменено положение кабины, установлены автоматические
предкрылки и хвостовое колесо большего диаметра.