Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A — рус. поддельщик) — советский палубный штурмовик,
первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его
постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях
опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38,
расположенными за кабиной пилота. Также на нём была установлена
уникальная система автоматического катапультирования лётчика при
аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного
управления) на малых скоростях и режиме висения.
Всего был построено 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974—1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). История
Созданию Як-38 предшествовали работы над СВВП Як-36, совершивший первый полет в 1964 г. Первая посадка двух самолетов Як-36М на ТАвКр «Киев» состоялась 18 мая 1975 г.
Серийный самолет № 0201 пилотировал летчик испытатель ЛИИ МАП
О. Г. Кононенко, а опытный № 04 — летчик испытатель НИИ ВВС полковник
В. П. Хомяков. 20 мая Олег Кононенко продемонстрировал в воздухе
возможности Як-36М министру обороны А. А. Гречко и Главкому ВМФ
С. Г. Горшкову. Як-38 (первоначально носивший имя Як-36М) впервые
поднялся в воздух в 1970 г.
В 1985 г. был создан улучшенный вариант Як-38М, снабженный двумя
подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением (эффективность по
сравнению с Як-38 возросла на 15-20 %). Велась разработка и
многоцелового самолета Як-39
для использования в качестве палубного истребителя-перехватчика и
штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, топливные баки большей
емкости, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованную БРЭО и вооружение, однако этот проект реализован не был.
В 1980 г. четыре Як-38 в испытательных целях направили в Афганистан, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья. Один самолёт был потерян по небоевой причине.
В целом проект оказался неудачным, интерес военных моряков к Як-38
был недолгим. Самолет обладал слабой тяговооружённостью, в южных широтах
при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со
взлетом и имел крайне небольшой радиус действия. Як-38 довольно быстро
стал лидером советской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря
системе автоматического катапультирования, было не так уж много. К концу
1980-х выпуск Як-38 был прекращен, они были перебазированы на наземные
аэродромы, а затем выведены из состава вооруженных сил.
В 1991 г. из-за морального и технического старения эти самолеты были
сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения. Были исключены из
состава флота и авианосцы «Киев», «Минск», «Новороссийск», так и не получившие замену Як-38 в виде перспективного Як-141, а также общего отсутвия финансирования после распада СССР.
Конструкция
Планер
Як-38 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Планер самолёта выполнен из алюминиевых сплавов,
в основном из алюминиево-литиевого сплава 01420, обладающего малой
массой и стойкого к коррозии. Некоторые элементы конструкции выполнены
из закалённой стали, прочных алюминиевых и жаропрочных титановых сплавов.
Бортовое оборудование и системы
Як-38 оснащён оборудованием, позволяющим ему осуществлять полёт в
простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, с сухопутного аэродрома
или с борта авианосца.
Пилотажно-навигационное оборудование
Пилотажно-навигационное оборудование Як-38 включает в себя следующие элементы:
- Система автоматического управления САУ-36
- Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-4
«Квадрат» — её антенны встроены в киль. На ранних самолётах стояла
версия «Квадрат-Д», а начиная с борта с/н 0503 устанавливалась версия
«Квадрат-Н».
- Инерциальная курсовертикаль ИКВ-2
- Невыбиваемая курсовертикаль НКВ-2
- Маркерный радиоприёмник МРП-56П
- Радиовысотомер малых высот РВ-5 — работает в диапазоне высот от 0 до 750 метров.
- Автоматический радиокомпас АРК-15 (АРК-15М)
- Система ограничительных сигналов СОС-3-6
Приборный комплекс кабины лётчика включает, в частности, следующее:
- Командно-пилотажный прибор КПП-1273-СИ
- Прибор навигационно-плановый ПНП-72-6М
- Комбинированный указатель скорости КУС-1250
- Высотомер двухстрелочный ВД-20
- Комбинированный прибор (вариометр с указателями поворота и скольжения) ДА-200П
- Часы авиационные малогабаритные ЧАМ (изделие 756)
- Индикатор тахометра ИТЭ-2Т
- Указатель температуры газов УТ-7А
- Указатель топливомера УТпр1к-2т
- Указатель кислорода ИК-52
Радиоэлектронное и прицельное оборудование
На Як-38 используется оптический прицел АСП-ПФД-21 (должен был быть
заменён прицелом АСП-17БМЦ). Кроме того, для радиокомандного наведения
ракет Х-23 и Х-25 используется подвесной контейнер «Дельта-НГ2» (ранее использовались «Дельта-Н» и «Дельта-НГ»).
Аппаратура государственного опознавания представлена системой СРО-2М «Хром». Также на Як-38 установлена система предупреждения об облучении СПО-2 «Сирена-3М» и система радиоэлектронного противодействия «Сирень-И» или «Гвоздика».
Аппаратура связи
Аппаратура связи Як-38 включает в себя:
- Радио Р-860-1 модели Г или Р-863
- Самолётное переговорное устройство СПУ-9
Оборудование регистрации
На ранних серийных Як-38 использовалась система автоматической регистрации параметров полёта (САРПП)
«Тестер-УЗЛ», накопитель которой размещался внутри фюзеляжа. На поздних
серийных машинах устанавливался регистратор «Опушка-ВМ» в спасаемом
плавучем контейнере, в котором имелся радиопередатчик, позволявший
поисковой команде быстро его обнаружить.
ВооружениеЯк-38 способен атаковать наземные и надводные цели в любое время
суток. В случае необходимости, Як-38 может также атаковать воздушные
цели в светлое время суток. Всё вооружение размещается под крылом на
четырёх балочных держателях БД3-60-23Ф1, каждый из которых способен
нести боеприпасы калибром до 500 кг. Максимальная боевая нагрузка
составляет 1000 кг.[4]
Пушечное вооружение
За исключением первых серийных машин, Як-38 может нести внешнюю съёмную пушечную установку ВСПУ-36. Данная установка представляет из себя двухствольную пушку ГШ-23
калибра 23 мм, размещённую в конформном кожухе. Боезапас составляет 160
снарядов. Темп стрельбы — 3400 выст/мин. ВСПУ-36 может применяться как
против воздушных, так и против наземных (надводных) целей. Установка
подвешивается снизу фюзеляжа между основными стойками шасси.[5]
Также на подкрыльевые пилоны возможно подвесить до четырёх пушечных контейнеров УПК-23-250.
Каждый такой контейнер содержит авиационную пушку ГШ-23Л. Боезапас —
250 снарядов. Вес контейнера со снаряжённым боезапасом — 218 кг (пустого
— 78 кг), темп стрельбы — 3400 выст/мин. Эффективная дальность стрельбы
— 2000 м.[5]
Управляемые ракеты
Ракеты класса «воздух—воздух»
Для самообороны могут применяться следующие управляемые ракеты малой дальности:
- Р-3С, размещаемые на пусковых устройствах АПУ-13БС или АПУ-13МТ
- Р-60М, размещаемые на пусковых устройствах АПУ-60-1 (П-62-1)
Ракета Р-3С разработана на Машиностроительном заводе «Вымпел» (будущее ГосМКБ «Вымпел») как копия американской ракеты AIM-9 Sidewinder.
Калибр ракеты — 127 мм, масса — 75,3 кг, дальность пуска — от 0,9 до
7,6 км, максимальная скорость полёта — 550 м/с. Ракета оснащена тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения. Боевая часть — осколочно-фугасная, массой 11,3 кг.
Ракета Р-60 разработана в Проектно-конструкторском производственном комбинате (ПКПК, будущее НПО «Молния»),
и это первая советская УР такого класса. Калибр ракеты — 120 мм, масса —
43 кг, дальность пуска — от 0,3 до 10 км (зависит от высоты), скорость
полёта — 2,5—3 М. Ракета оснащена тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения. На Р-60М используется стержневая БЧ массой 3,5 кг.
Ракеты класса «воздух—поверхность» и «воздух—море»
Для атаки наземных и надводных целей могут применяться управляемые ракеты Х-23М и Х-25МР,
размещаемые на унифицированных пусковых устройствах АПУ-68У. Для
радиокомандного наведения ракет используется подвесной контейнер
«Дельта-НГ2» (ранее использовались «Дельта-Н» и «Дельта-НГ»).
Неуправляемые ракеты
Для атаки наземных и надводных целей могут применяться следующие неуправляемые ракеты:
- С-5, размещаемые в 16-зарядных блоках УБ-16-57УМП или в 32-зарядных блоках УБ-32А и УБ-32М
- С-8, размещаемые в 20-зарядных блоках Б-8М1
- С-24Б или С-24БНК, размещаемые на пусковых устройствах ПУ-12-40
Бомбы
Возможно применение следующих типов авиационных боеприпасов свободного падения (АБСП):
Авиабомбы калибром до 100 кг могут размещаться на многозамковых балочных держателях МБД2-67У или МБД3-У4.
Прочие варианты подвески
Як-38 может нести контейнер радиационной, химической и биологической (РХБ) разведки К-513Д (РР8311-100).
Сохранившиеся экземпляры
Як-38У в музее Луганского авиаремонтного завода (Украина)
Як-38 |
0201 |
Музей Техники, Архангельское, Московская обл |
Як-38У |
01 |
Луганский авиаремонтный завод, Украина |
Як-38 |
71 |
Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти |
Як-38 |
10 |
Посёлок Североморск-3, Мурманская область |
Як-38 |
46 |
Государственный музей авиации, Киев, Украина |
Як-38М |
48 |
На территории в/ч 10149, Москва, ул. Ясеневая |
Як-38У |
03 |
Военно-морской музей в Михайловской батарее, Севастополь, Украина |
Як-38 |
67 |
Военно-морской музей в Михайловской батарее, Севастополь, Украина |
Як-38М |
83 |
Штаб ВВС, Винница, Украина |
Як-38 |
87 (старый б/н 90) |
Город Артем, Приморский край |
Як-38 |
60 |
Ходынское поле, Москва |
Як-38У |
05 |
Саки, Крымская область, Украина |
Як-38 |
23 |
Таганрогский музей авиационной техники |
Як-38У |
24 |
Аэродром Жуковский, Московская область |
Як-38 |
37 |
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
Як-38 |
38 |
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
Як-38 |
04 |
В качестве наглядного пособия в МАИ |
Як-38 |
71 |
Парк Победы, Саратов |
Як-38 |
27 |
Мурманск |
Як-38 |
38 |
121 авиационный ремонтный завод, Кубинка |
Як-38 |
55 |
Музей Евпаторийского АРЗ, Крым |
Як-38М |
97 |
Евпаторийский АРЗ, Крым |
Як-38У |
09 |
Евпаторийский АРЗ, Крым |
Як-38 |
28 |
Евпаторийский АРЗ, Крым |
Як-38 |
72 |
СВВАУЛ, Сызрань |
Як-38М |
34 |
Музей авиации Северного флота,Сафоново |
Модификации
Учебно-тренировочный СВВП Як-38У
Модернизированный штурмовик Як-38М
- Як-36М (изделие ВМ) — экспериментальный штурмовик ВВП, дальнейшее развитие идей, заложенных в Як-36.
- Як-36П — вариант Як-36М с бортовой РЛС.
- Як-36М-О — с единым подъёмно-маршевым двигателем.
- Як-38 (изделие ВМ, изделие 86) — обозначение серийных штурмовиков Як-36М.
- Як-38У (изделие ВМУ, изделие 76) — учебно-тренировочный СВВП на базе Як-38.
- См. подробнее: Модификации Як-38У
- Як-38И — многоцелевой истребитель ВВП.
- Як-39 —
проект многоцелевого СВВП, прорабатывавшийся сразу в трёх вариантах
(истребителя, штурмовика и учебно-тренировочного самолёта). Работы
прекращены в 1985 году.
- См. подробнее: Варианты Як-39
- Як-38-80 — проект развития Як-38, техническое предложение по которому было представлено ОКБ в 1980 году. Подробности проекта неизвестны.
- Як-38М (изделие ВММ, изделие 82) — модернизированная версия штурмовика Як-38, производилась серийно.
- См. подробнее: Модификации Як-38М
Лётно-технические характеристики
Источник]
ЛТХ Як-38 различных модификаций |
Модификация |
Як-36М |
Як-38 |
Як-38М |
Як-38У |
Технические характеристики |
Экипаж |
1 |
2 |
Длина, м (включая ПВД) |
16,37 |
17,76 |
Размах крыла, м
(в сложенном/развернутом положении) |
4,45 / 7,022 |
Высота, м |
4,25 |
Площадь крыла, м² |
18,41 |
Коэффициент удлинения крыла |
2,58 |
Угол стреловидности |
45° |
База шасси, м |
н/д |
6,06 |
6,24 |
Колея шасси, м |
2,2 |
2,75 |
Масса пустого, кг |
7 020 |
7 500 |
8 390 |
Максимальная взлётная масса, кг
(при разбеге/вертикальном взлете) |
н/д / 10 300 |
11 300 / 10 300 |
11 800 / 10 800 |
н/д / 10 000 |
Масса топлива, кг
(внутри/в ПТБ) |
2 750 / — |
2 750 / 800 |
2 750 / — |
Силовая установка |
1 × Р27В-300
2 × РД-36-35ФВ |
1 × Р27В-300
2 × РД-36-35ФВР |
1 × Р28В-300
2 × РД-38 |
1 × Р27В-300
2 × РД-36-35ФВР |
Тяга на взлётном режиме, кгс |
1 × 5 900
2 × 2 900 |
1 × 6 100
2 × 3 050 |
1 × 6 700
2 × 3 250 |
1 × 6 100
2 × 3 050 |
Лётные характеристики |
Максимальная скорость, км/ч
(на высоте/у земли) |
1 100 / 1 210 |
н/д / 1 210 |
н/д / 850 |
Боевой радиус, км
(на малой высоте при вертикальном взлёте) |
195 |
н/д |
— |
Практический потолок, м |
11 300 |
12 000 |
5 000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6 g |
н/д |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
нет |
ВСПУ-36 и до 4 УПК-23-250 |
— |
Точек подвески |
4 |
4 + 1 под ВСПУ-36 |
нет |
Боевая нагрузка, кг
(при разбеге/вертикальном взлете) |
н/д |
1 500 / 1 000 |
2 000 / 1 000 |
— |
Ракеты «воздух-воздух» |
Р-3С, Р-60М |
— |
Ракеты «воздух-поверхность» |
Х-23М, Х-25МР |
— |
НАР |
С-5, С-8, С-24Б |
— |
Авиабомбы |
Практическая бомба П-50Ш
Бомбы ОФАБ-100-120; ОФАБ-100НВ; ОФАБ-250-270;
ОФАБ-250-М54; ФАБ-250-230
Кассетные бомбы РБК-250 ГПАБ-2,5М;
РБК-500 ЗАБ-2,5СМ; РБК-500 ШОАБ-0,5М
Зажигательный бак ЗБ-500
Спецбоеприпасы РН-28; РН-40; РН-41 |
— |
Интересные факты
- Из 241-го выпущенного самолёта в авариях и катастрофах было потеряно
83. В связи с этим в авиационных частях возникла поговорка: «В небе
реет грозный Як, Як об палубу …уяк!»
- Благодаря малому радиусу действия и недостачной боевой нагрузке
Як-38 получил прозвище «Советская военная угроза: взлетел, напугал,
приземлился».
- Из-за характерного звука подъёмно-маршевого двигателя Як-38 получил прозвище «Свисток».
|