Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева
как опытный истребитель И-26. После завершения Государственных
испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1.
Производился с 1940 по 1944 год; всего было построено 8734 самолётов всех модификаций.
На Як-1 вступила в войну эскадрилья Нормандия-Неман. Конструкция
Конструкция истребителя смешанная: каркас фюзеляжа — ферма, свареная из стальных хромансилевых
труб с внутренними перекрестными расчалками, составляющая единое целое с
моторамой. Сверху и снизу за кабиной каркас был опрофилирован фанерными
гарготами для придания ему обтекаемой формы. Обшивка носовой части
дюралевая, хвостовой — полотняная. Крыло площадью 17,15 кв. м.
деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Из дюраля выполнялись
только каркасы рулей и элеронов (обшивка — полотно), съемные капоты
двигателя, тоннель водорадиатора, зализы крыла и оперения, крышки люков,
посадочные щитки, а также щитки, закрывающие стойки шасси в убранном
положении. Бортовое вооружение — одна 20-мм пушка ШВАК для стрельбы
через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета ШКАС. С
двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 569 км/час (на
высоте 4860 м). Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,7 мин.
Варианты
Серийные модификации
Як-1б
б — неофициальное обозначение; начиная с октября 1942 все Як-1 строились по этому стандарту, на авиационном заводе в Саратове). Форсированный двигатель М-105ПФ(1180 л.с. на высоте 3000 м), новый фонарь с заниженым гаргротом, а для защиты головы летчика -переднее бронестекло и козырек из прозрачной брони, 7,62-мм пулеметы ШКАС заменены на 12,7-мм УБС, новая ручка управления, убираемое хвостовое колесо, улучшенное охлаждение двигателя.
Производство
Заводы |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
№ 47 (Оренбург) |
- |
- |
2 |
- |
- |
№ 292 (Саратов) |
16 |
1212 |
3474 |
2720 |
1128 |
№ 301 (Химки) |
48 |
120 |
- |
- |
- |
Лётно-технические характеристики
Параметр / Модификация |
Як-1 |
Як-1 |
Як-1Б |
Як-1М |
Як-1 М-105ПФ |
Як-1 М-106П |
Экипаж, чел. |
1 |
Первый полет |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1942 |
1942 |
Геометрия |
Длина, м |
8.48 |
8.60 |
8.48 |
Размах крыла, м |
10.00 |
9.20 |
10.00 |
Площадь крыла, м2 |
17.15 |
14.85 |
17.15 |
Масса |
Масса пустого, кг |
2445 |
2490 |
2394 |
2133 |
2412 |
2427 |
Масса нормальная взлетная, кг |
2950 |
2995 |
2883 |
2655 |
2917 |
2927 |
Силовая установка |
Тип двигателя |
М-105ПА |
М-105ПА |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
М-106-1ск |
Мощность номинальная, л.с. |
1020 |
1210 |
1250 |
Мощность взлетная, л.с. |
1100 |
1210 |
1350 |
Летные данные |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
472 |
437 |
531 |
545 |
510 |
535 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
569 |
528 |
592 |
632 |
571 |
610 |
Практическая дальность, км |
650 |
760 |
700 |
585 |
650 |
650 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
877 |
806 |
926 |
1220 |
833 |
893 |
Практическая потолок, м |
10000 |
9500 |
10050 |
10700 |
10000 |
9900 |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
1 х 20-мм пушка ШВАК
2 x 7.62-мм пулемета ШКАС |
1 х 20-мм пушка ШВАК
1 x 12.7-мм пулемет УБС |
Лётчики, сражавшиеся на Як-1
Все пилоты-Герои Советского Союза, помимо других самолётов, воевали на Як-1.
- Архипенко, Федор Федорович
- Альбер, Марсель (Нормандия-Неман)
- Баклан, Андрей Яковлевич
- Балюк, Иван Федорович
- Богданов, Василий Алексеевич
- Покрышкин, Александр Иванович
- Гулаев, Николай Дмитриевич
- Гугнин, Николай Павлович
- Глинка, Дмитрий Борисович
- Гудков, Дмитрий Васильевич
- Луганский, Сергей Данилович
- Лавриненков, Владимир Дмитриевич
- Лефевр, Марсель (Нормандия-Неман)
- Литвяк, Лидия Владимировна
- Колдунов, Александр Иванович
- Ковзан, Борис Иванович
- Кулагин, Андрей Михайлович
- Катрич, Алексей Николаевич
- Каравай, Павел Петрович
- Ковачевич, Аркадий Федорович
- Мотуз, Иван Фомич
- Муравьев, Павел Игнатьевич
- Баранов, Михаил Дмитриевич
- Головачёв, Павел Яковлевич
- Ситковский, Александр Николаевич
- Султан, Амет-хан
- Сахаров, Павел Иванович
- Фёдоров, Иван Васильевич
- Савицкий, Евгений Яковлевич
- Шестаков, Лев Львович
- Сержантов, Иван Яковлевич
- Дранищев, Евгений Петрович
- Маресьев, Алексей Петрович
- Химич, Федор Васильевич
- Чирков, Андрей Васильевич
- Якименко, Антон Дмитриевич
|