Проект и разработка
Самолет проектировался отделом АГОС под руководством А. Н. Туполева. Задание на самолет было дано осенью 1925 года, проектирование было поручено бригаде П. О. Сухого. Первый экземпляр с мотором «Гном-Рон Юпитер — VI» в 420 л.с. был построен в июле 1927 года. Затем в августе 1928 был выпущен И-4 дублер.
[править] Серийный выпуск
Вопрос о выпуске в серию был решен в декабре 1927 года. Серийная постройка И-4 с более мощным двигателем М-22 (480 л.с.) началась в конце 1927 года, первый самолёт был выпущен 15 октября 1928 года. Серийная модель получилась тяжелее и имела более низкие, нежели у эталона, лётные характеристики — но все равно была на уровне истребителей того времени. Самолёт находился на вооружении с 1928 по 1933 год. Всего было построено 369 машин.
[править] Модификации и экспериментальные образцы
Был использован для ряда экспериментов, например, использовался как навесной истребитель для авиаматки — бомбардировщиков ТБ-3 и ТБ-1.
И-4 бис — моноплан без нижнего крыла, верхнее крыло с предкрылками на половине размаха крыла и видоизмененным капотом двигателя. Самолет был переделан из серийного и испытан в 1931. Скорость возросла на 10 км/ч, устойчивость улучшилась, маневренность ухудшилась.
И-4 модификация для «Звена» Вахмистрова — сильно укороченное нижнее крыло (до 0,5 м каждая консоль) — для улученного взлета с ТБ-1. Самолет выпущен в 1930.
И-4 с пулеметами в верхнем крыле — пробные опыты, не доведенные до испытаний.
И-4 с динамо-реактивными пушками Л. В. Курчевского — в декабре 1931 на самолеты были установлены две гладкоствольные пушки 76,2 мм над верхним крылом вне диска винта. В ходе опытов одна из них разорвалась, но это не остановило опытов, которые продолжались до снятия истребителя с вооружения
И-4 с реактивными ускорителями — в 1935 − 1936 году испытывали пороховые ускорители для кратковременного увеличения скорости полета. Их устанавливали по три в одном агрегате с каждой стороны.
И-4 на поплавках — версия поплавкового истребителя, который планировали испытывать летом 1931. Работы закончены не были за невостребованностью такого типа самолета.
[править] Схема и конструкция
И-4 — резко выраженный подкосный полутораплан, почти моноплан-парасоль с малым свободнонесущим нижним крылом. Обшивка гофрированная, колеса со спицами.
[править] Технические характеристики
Экипаж: 1 чел.
Максимальная скорость: 257 км/ч
Дальность полёта: 840 км
Практический потолок: 7,655 км
Скороподъёмность: 555 м/мин
Длина: 7,27 м
Высота: 2,82 м
Размах крыла: 11,42 м
Площадь крыла: 23,8 м²
Масса пустого: 978 кг
Масса снаряжённого: 1430 кг
Масса максимальная взлётная: 1 430 кг
Двигатели: один звездообразный двигатель М-22 мощностью 358 кВт (480 л. с.)
Пушечное вооружение: 2 x 7,62-мм пулемёта ПВ-1
Внутренняя бомбовая нагрузка: бомбы весом до 50 кг