История самолета
Разработан в 1933 г. Дальнейшее развитие И-5 и И-6 в сторону улучшения аэродинамики. На первых серийных самолётах ставили «Райт-Циклон» SGR-1820 F-3 номинальной мощностью 630 л.с. у земли. В 1934 ещё не было серийного М-25 поэтому пришлось ставить менее мощный М-22 (лицензионный вариант Bristol Jupiter) — их было выпущено за 1934—1936 несколько сотен экземпляров. В 1935 году самолет был принят на вооружение ВВС КА. В 1936 выпустили всего 12 экземпляров. С 1937 в большую серию пошёл И-15 с М-25. В 30-х годах самолёт не имел равных по манёвренности на горизонтали (8-8,5 с. время выполнения виража), был устойчив на всех режимах полёта, прост в пилотировании и обладал хорошими взлётно-посадочными качествами. Имел хорошие ремонтные свойства и живучесть. Вооружение — 4 ПВ-1 с 3000 патронами.
На облегчённом И-15 ГК лётчик В. К. Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъёма на высоту без груза — 14 575 метра.
Дальнейшим развитием И-15 стали И-15 бис и И-153 «Чайка»
[править] Описание
Аэродинамическая схема — расчалочный полутороплан. Верхнее крыло — по схеме «чайка».
Конструкция — смешанная, дерево-металлическая. Обшивка — полотно.
Шасси — неубираемое, с обтекателями.
[править] Лётчики-испытатели
Чкалов, Валерий Павлович
Коккинаки, Владимир Константинович
[править] Основные модификации
И-15 (ЦКБ-3) — серийный, выпущено 384 самолёта в СССР и 230 в Испании.
И-152 ГК — «высотная» модификация с герметичной кабиной. Построен один экземпляр
И-15 бис — модель с прямым верхним крылом, и двигателем М-25. Вооружение — 4х7,62-мм ШКАС (или ПВ-1). Построено 2408 экз.
[править] Боевое применение
1936 — Гражданская война в Испании, в качестве истребителя, штурмовика, разведчика. Вошёл в историю как один из лучших истребителей мира своего периода. Испанские летчики-республиканцы прозвали его Chato (курносый)
1937 — Вторая японо-китайская война, в качестве истребителя. Действовал совместно с И-16, согласно доктрине о взаимодействии скоростных и манёвренных истребителей.
1939 — боевые действия в Монголии на реке Халкин-Гол, в качестве истребителя. Действовал совместно с И-16, согласно доктрине о взаимодействии скоростных и манёвренных истребителей.
1941—1947 — Монгольско-китайский пограничный конфликт и также Монгольско-Восточный Туркестанский пограничный конфликт
[править] Тактико-технические характеристики
И-15 Республиканских ВВС во время Гражданской войны в Испании
Приведённые характеристики соответствуют модификации И-15 с мотором М-25.
Источник данных: Маслов М.А., 2008 г.; Шавров, 1985 г.
Технические характеристики
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 6,1 м
Размах крыла: верхнего: 9,75 м
нижнего: 7,5 м
Высота: 3,2 м
Площадь крыла: 21,9 м² (обоих крыльев)
Профиль крыла: Геттинген[5]
Колея шасси: 1,6 м
Масса пустого: 965 кг
Нормальная взлётная масса: 1374 кг
Масса топлива во внутренних баках: 177 кг
Силовая установка: 1 × радиальный М-25
Мощность двигателей: 1 × 635 л. с. (1 × 467 кВт (номинальная))
Диаметр винта: 2,9 м
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 370 км/ч
Посадочная скорость: 90 км/ч
Практическая дальность: 750 км
Практический потолок: 9800 м
Время набора высоты: 5000 м: 6,1 мин
Нагрузка на крыло: 62,6 кг/м²
Тяговооружённость: 383 Вт/кг
Вооружение
Стрелково-пушечное: 4 × 7,62 мм пулемёта ПВ-1 с боекомплектом 3000 патр.
Бомбы: до 40 кг