Суббота, 19.07.2025, 00:08
Приветствую Вас Гость

Авиа Википедия

Внимание! Наша администрация занимается благотворительностью. Если вам не трудно, переведите вот на этот кошелек R137320924261 деньги, хотя бы 10 рублей. Все деньги, полученные на кошелек, будут переведены в фонды и приюты помощи сиротам. Для вас это какая-то мелочь. А для них еще один прожитый день!!!!
Главная » Файлы » Мои файлы

F-22 «Раптор»
06.03.2012, 22:39
История Начало работ над истребителем пятого поколения В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным. В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов — YF-22 и YF-23. На разработку самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов[11]. 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения. F-22 Raptor F-22 Raptor, взлетающий с авиабазы «Андерсен» Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед[12]. Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.[13] В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта и сделать упор на программу F-35. 21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300 по всему миру, как главном аргументе о продолжении производства истребителей F-22 Raptor[14]. В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor[15]. Особенности самолёта В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но их применение ухудшает малозаметность и является компромиссным шагом с целью повысить универсальность самолёта. Планер Особенности геометрии самолёта (на немецком) В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 процентов (по другим данным 60 процентов), из них не менее 30 процентов приходится на термопластичные[источник не указан 17 дней] углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы РПМ. В частности РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов — класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости. Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло — ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы. Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных[16][17], живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек. Двигатели Двигатели P&W F119-PW-100 с плоским реактивным соплом для снижения ИК-заметности F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом. Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолёта. Бортовое оборудование F-22 оборудован РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Антенна такого типа состоит из 1500 приёмно-излучающих элементов. Основным достоинством такой антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) — нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надёжность работы. Дальность обнаружения крупной аэродинамической цели типа истребитель (ЭПР >3 м²) до 270—300 км, крылатая ракета (0,1-0,5 м²) — до 150 км, наземные цели — до 70 км.[18] Вооружение F-22 вооружен 20 миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, ракетами класса воздух-воздух AIM-120 AMRAAM и AIM-9 Sidewinder. А также корректируемыми бомбами JDAM и управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях. [19] [20] [21] Плакат USAF, обзор основных особенностей и вооружения Эксплуатация По состоянию на октябрь 2010 года в ВВС США было передано 168 истребителей F-22[22]. По состоянию на июль 2010 года F-22 состоял на вооружении следующих частей ВВС США: 1-е Истребительное крыло, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния 27-я Истребительная эскадрилья[23] 94-я Истребительная эскадрилья 192-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния 149-я Истребительная эскадрилья 325-е Истребительное крыло, Тиндалл (авиабаза), штат Флорида — центр подготовки пилотов. 43-я Истребительная эскадрилья[24] 49-е Истребительное крыло, Холломэн (авиабаза), штат Нью-Мексико[25] 7-я Истребительная эскадрилья 8-я Истребительная эскадрилья 44-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Холломэн (авиабаза), штат Нью-Мексико[26] 301-я Истребительная эскадрилья 53-е Крыло, Эглин (авиабаза), штат Флорида 422-я испытательно-оценочная эскадрилья[27] 57-е Крыло, Неллис (авиабаза), штат Невада — в 10 милях к северо-востоку от Лас-Вегаса 433-я эскадрилья боевого применения[28] 412-е испытательное крыло, Эдвардс (авиабаза), штат Калифорния — в 60 милях к северу от Лос-Анджелеса 411-я испытательная эскадрилья 3-е Крыло, Элмендорф (авиабаза), штат Аляска 90-я Истребительная эскадрилья[29][30] 525-я Истребительная эскадрилья 477-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Элмендорф (авиабаза), штат Аляска 302-я Истребительная эскадрилья 15-е Крыло, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи 19-я Истребительная эскадрилья[31] 154-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи[32] 199-я Истребительная эскадрилья В 2006 году были проведены учения «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E. За первую неделю учений самолёты F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны.[33] F-22 не принимал участия в военной операции западной коалиции в Ливии по ряду причин. В ходе этой операции ВВС США сообщили, почему они не будут модернизировать системы связи F-22, а ещё несколькими месяцами ранее из-за подозреваемых неполадок бортовых систем генерации кислорода ввели временное ограничение на высоту полёта во время тренировочных вылетов[34]. Экономические показатели Покраска первого серийного F-22 на заводе Lockheed Martin Стоимость самолёта На сегодняшний день, самолёт F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении в мире[8]. Себестоимость производства одного самолёта оценивается в 146,2 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учетом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн[35]. Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота»[36], что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов[37]. При этом, F-22 не является самым дорогим самолётом в мире — самым дорогим является малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов.[38], а с учётом НИОКР — в 2,1 млрд долларов[39]. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 достигла 411,7 млн долларов[40][41]. Мойка «Раптора» Эксплуатационные расходы Эксплуатация F-22 также обходится очень дорого, что во многом связано с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, дефекты на котором может вызвать даже обыкновенный дождь[42]. Газета The Washington Post со ссылкой на неназванных американских военных сообщает, что себестоимость лётного часа F-22 составляет $44 000 [42]. Тем не менее, трудоёмкость обслуживания у F-22 не является чрезмерно высокой — 30 человеко-часов на 1 час полёта[42]. Для сравнения, у истребителя третьего поколения F-4 «Фантом» II этот показатель составлял 35 чел.-ч, а у F-104 «Старфайтер», считавшегося сложным в обслуживании — 50 чел.-ч.[43] На слушаниях в Сенате США объявили сообщение «Вашингтон Пост» необоснованным[44]: — стоимость одного часа полёта F-22 составляет 19000 долларов, в то время, как для F-15 FY08 эта стоимость 17000 долларов США за час полёта; — дождь, другие атмосферные осадки, климатические и погодные условия никак не влияют на работоспособность радиопоглощающих покрытий F-22 Raptor; процент боеготовности F-22 Raptor с 2004 по июль 2009 года увеличился с 62 до 68 процентов. — Средний уровень боеготовности всего остального авиапарка составляет 64,5 %; — трудоемкость межполётного обслуживания F-22 составляет 13 часов на 1 час полёта. По планам, на июль 2009 года трудоемкость должна была составлять 19 часов на 1 час полёта, а по окончании «взросления» должна быть доведена до 11 часов. О некоторых проблемах с антирадарным покрытием также сообщалось в заметках журнала Air Force Magazine, опубликованных 13-20 июля 2009 года[45][46]. Как пишет журнал, проблема заключалась в том, что данное покрытие держалось в два раза меньше, чем это было предусмотрено. Однако далее говорится о решении данной проблемы и постояном улучшении качества покрытия, что позволило увеличить боеготовность F-22 до 68 %. Лётные происшествия Внешние видеофайлы Видеозапись катастрофы YF-22A 25 апреля 1992 года По состоянию на ноябрь 2010 года, в лётных происшествиях было потеряно четыре истребителя F-22 Raptor: 25 апреля 1992 года прототип YF-22A (сер. номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан. 20 декабря 2004 года F-22A (сер. номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис, пилот катапультировался.[47] 25 марта 2009 года F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта[48], 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.[49] 16 ноября 2010 года F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб.[50][51] Причиной катастрофы стала ошибка пилота[52]. [править] Тактико-технические характеристики F-22 Источники[53][54][55] Технические характеристики Проекции самолёта F-22A Размах крыла: 13,56 м Длина самолёта: 18,90 м Высота самолёта: 5,09 м Площадь крыла: 78,04 м² Площадь В. О.: 16,54 м² Площадь Г. О.: 12,63 м² Экипаж: 1 человек Масса: БРЭО: 858 кг Пустого: 19700 кг Нормальная взлётная: 30206 кг (100 % топлива) Боевая: 25776 кг (52 % топлива) Максимальная: 38000 кг Нагрузка: Нормальная: 1116 кг (6+2 УР) Максимальная: 10370 кг Топливо: 9367 кг ПТБ: 7200 кг Нагрузка на крыло: при максимальной взлётной массе: 487 кг/м² при нормальной взлётной массе: 387 кг/м² боевая (6+2 УР, 52 % топлива): 330 кг/м² Процентный состав материалов в конструкции планера: Алюминиевые сплавы: 16 % Титановые сплавы: 39 % Композиты: 24 % ЭПР: по данным различных источников, от 0,0001 до 0,3—0,4 м² (подробнее см. ниже) Pratt & Whitney F119 Двигатель Тип двигателя: 2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 Статическая форсированная тяга: 15876 кгс Тяговооруженность: боевая (6+2 УР, 52 % топлива): 1,23 при нормальной взлётной массе: 1,05 при максимальной взлётной массе: 0,83 Трансзвуковой полёт над авианосцем Джон К. Стеннис Лётные характеристики Максимальная скорость: 2100 км/ч (2,0 М) (по другим данным 2600 км/ч (2,42 М)[56]) Максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч (1,78 М)[57] Крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М) Дальность: без ПТБ, боевая: 1900 км без ПТБ, нормальная: 2500 км 100 % внутри + 2 ПТБ: 3330 км 100 % внутри + 4 ПТБ: 5700 км на скорости 1,78 M: 1300 км Боевой радиус: 760—1100 км Практический потолок: 22000 м[56] [нет в источнике] Максимальная эксп. перегрузка: 9,5 G Потребная длина ВПП: 915 м Обслуживание: 13 человеко-часов на час полёта[44] (по другим данным 30[42]) Скорость крена: 1,745 рад/с (100°/сек) Расчётный ресурс самолёта: 8000 ч Рабочее давление гидросистемы: 560 кг/см² РЛС с АФАР APG-77 Авионика Источники[42][58][59][60] БРЛС: РЛС с АФАР APG-77 Максимальная дальность обнаружения: до 210 км (по другим данным до 270—300 км) Масса: 553,7 кг Потребляемая мощность: 16533 Вт Объём: 0,565 куб.м Расход охлаждающего воздуха: 4,38 кг/мин Расход охлаждающей жидкости: 33,9 л/мин Диаметр АФАР: 0,813 м масса: 219,1 кг Объём: 0,275 м³ Рассеиваемая мощность: 8278 Вт Расход охлаждающей жидкости: 11,3 л/мин F-22 на фоне вечернего неба '''AN/ALR-94''' Станция предупреждения об облучении, состоит из 30 датчиков, расположенных в фюзеляже, позволяет получать информацию о радиолокационной обстановке и применять оружие, дальность действия 250 миль '''AN/AAR 56''' ИК система предупреждения о ракетной атаке[61] ЭПР F-22 В опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук» том 73, № 9, с. 848 (2003) статье «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий» в основу которой положено научное сообщение на Президиуме РАН, авторы Погосян, Михаил Асланович — чл.-корр. РАН, директор ГУП авиационно-промышленного комплекса «Сухой» и Лагарьков, Андрей Николаевич — чл.-корр. РАН, директор Института теоретической и прикладной электродинамики Объединенного института высоких температур РАН, дают такую оценку ЭПР истребителя F-22, цитата[62]: «Если в 1980-х годах самолёты типа F-15 имели ЭПР более 10 м² то у модернизированного авиационного комплекса ЭПР составляет 1—1.5 м², а у перспективных авиационных комплексов пятого поколения, таких как F-22, JSF, — 0.3 м²"» — «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий» 1 марта 2010 года Премьер-министр Владимир Путин посетил[63] Опытно-конструкторское бюро «Сухого». Во время визита, главный конструктор самолёта ПАК-ФА Т-50 — А. Н. Давиденко сказал следующее[64]: «Самолёты четвертого поколения — российские Су-27 или американский F-15 — имеют коэффициент отражённой поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолёта, в пределах 12 м². У самолёта F-22 (американский истребитель пятого поколения) — 0,3-0,4 м². У нас аналогичные требования к заметности» — А.Н.Давиденко об ЭПР F-22 и ПАК-ФА Существует и другая точка зрения на показатели ЭПР, опубликованная на сайте GlobalSecurity.org, в статье, посвященной F-35: According to November 2005 reports, the US Air Force states that the F-22 has the lowest RCS of any manned aircraft in the USAF inventory, with a frontal RCS of 0.0001~0.0002 m², marble sized in frontal aspect. According to these reports, the F-35 is said to have an RCS equal to a metal golf ball, about 0.0015 m², which is about 5 to 10 times greater than the minimal frontal RCS of F/A-22. The F-35 has a lower RCS than the F-117 and is comparable to the B-2, which was half that of the older F-117. By comparison, the RCS of the Mig-29 is about 5 m². — F-35 Joint Strike Fighter (JSF) Lightning II Сайт F-16.net позднее опубликовал данные о характеристиках F-22 со ссылкой на компанию Lockheed Martin: Repeating from a statement from November, 2005, the company says that the F-22s over-performance includes a radar cross section that is «better» than was contracted for. That classified requirement has been calculated at a −40 dBsm, about the size of a steel marble. — F-16.net Судить о достоверности данных, предоставляемых американскими и российскими специалистами в данный момент сложно, потому что F-22 Raptor ещё никогда не принимал участие в боевых действиях, однако, можно сделать некоторые выводы, учитывая практику боевого применения малозаметных ударных самолётов F-117: в ходе войны НАТО против Югославии был сбит один (данные различных источников расходятся, по заявлениям США, был потерян только один самолёт, по данным российского исследователя Владимира Ильина, ссылающегося на сербские источники — три[65]) F-117 и ещё один был поврежден, совершил вынужденную посадку[65]. Уничтоженный самолёт был сбит зенитно-ракетной системой С-125 (ракетой 5В27Д 1976 года выпуска производства завода АВИТЕК[66]), способной атаковать цели с ЭПР не менее 0,3—0,5 м² (в зависимости от модификации)[67], однако, заявленная американцами эффективная поверхность рассеивания F-117 составляет 0,025 м²[68][69], что делало бы невозможным его обнаружение и, тем более, уничтожение данной зенитно-ракетной системой. Этот факт может свидетельствовать о дезинформации как с американской стороны (о реальной ЭПР самолётов), так и с российской (о реальных возможностях зенитно-ракетных систем).
Категория: Мои файлы | Добавил: monserash | Теги: F-22 «Раптор»
Просмотров: 589301 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог статей
Мои файлы [97]
Войти в аккаунт
Сайт существует
Облако тегов
Первый в Мире Самолёт ИЛ-2.Самолет Герой. И-2.Первый биплан. И-5 И-15 И-Z И-153/190 И-5(АНТ-5) И-16 И-14(АНТ-31) ЛаГГ-3 МиГ-31. СУ-24 СУ-25 Су-27 CУ-34 CУ-35 СУ-37 Т-50 СУ-47 F-16 F-22 «Раптор» F-15 Lockheed Martin F-35 Lightning II Boeing 747 Ту-134 Ту-144 Airbus A380 Douglas DC-3 Ту-154 De Havilland Comet Junkers Ju 87 КБ Сухой Сухой Павел Осипович Микоян Артём Иванович Поликарпов Николай Николаевич Grumman Corporation McDonnell Douglas Братья Райт Танк Курт Airbus A350 Ан-2 Ил-76 Серге́й Влади́мирович Илью́шин А-50 Boeing E-3 Sentry Ка-31 Камов Николай Ильич Saab 340 Ту-126 Камов (ОАО) КАСКР Ка-8 Ка-10 Ка-15 Ка-18 Ка-22 Ка-25 Ка-26 Ка-27 Вертолет Ка-32 вертолет КА-50 Вертолет Ка-52 Вертолет Ка-126 Вертолет Ка-60 Вертолет Ка-226 Вертолет Ка-37 (БПЛА) Вертолет Ми-6 Вертолет Ми-10 Вертолет Ми-8 Ми-26 Ми-12 Ми-171 Ми-1 Ми-4 Ми-24 Ми-34 Ми -35 Московский вертолётный завод имени McDonnell Douglas AV-8B Harrier II Як-38 Як-141 Як-9 Як-1 Як-7 Як-3 Як-4 Як-2 Як-28 Як-52 Як-17 Як 40 Су-33 миг-29
Поиск
Пользовательский поиск
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Друзья сайта
.
голосование
Помог ли вам наш сайт?
Всего ответов: 18
Воздушная история - Каталог cтатей
Яндекс.Метрика Воздушная история - Каталог cтатей