Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-E+) — российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С.
Первоначально самолёт назывался Су-35БМ (Большая Модернизация), во избежание путаницы с Су-27М, который на международных авиасалонах экспонировался под индексом "Су-35", однако сейчас официальное название — Су-35 (без каких-либо буквенных индексов). Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.
"Поколение 4++", к которому относится Су-35, является условным и лишь
указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring
by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как за исключением стелс-технологии полностью удовлетворяет требованиям 5-го поколения.
История
В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт был представлен премьер-министру В. В. Путину и первому вице-премьеру В.И.Зубкову во время их посещения города Жуковский.
7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском.[9] 2 октября 2008 года
с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного
объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный
образец. Совершено 20 полетов
3 октября 2008 года совершено 40 полетов
На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полетов.
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009
заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по
закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48
новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.
В июле 2010 года
Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о
полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового
оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к
прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с
летчиками ВВС России.
3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С
По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полетов. Передан на ГСИ.
2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.
На 4 апреля 2012 года совершено 500 испытательных полетов.
Особенности
Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27, имеет в
значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого»
Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка,
торможение осуществляется отклонением рулей направления в разные
стороны. Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», являющейся на 2011 год наиболее мощной РЛС в мире, а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С
разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым
вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю
для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать
сверхзвуковую скорость без использования форсажа, отличаясь лишь
использованием старой электронно-механической системы управления. Заметность самолета относительно истребителей четвёртого поколения была снижена благодаря применению композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, также возможна установка радар-блокеров в воздухозаборники двигателей.
Конструкция
Планер
См. планер Су-27
Планер Су-35 был перекомпонован по сравнению с базовым вариантом и покрывается специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С»
с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. С
целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания
псевдо-всеракурсности, оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что
хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и
вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом
двигателя для истребителя пятого поколения «АЛ-41Ф1»,
от него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и
применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга
каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме
максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю
развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов
ВГТД ТА14-130-35 - современный вспомогательный газотурбинный
двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для
использования в ВСУ
самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков
самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА
бортовых потребителей.
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, которая на 2011 год является наиболее мощной истребительной РЛС в мире,
имея более чем 400 км, дальность обнаружения целей. В дополнение к
радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и
ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Интерфейс кабины пилота основан на двух жидкокристаллических дисплеях
с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом
индикаторе на лобовом стекле.
Самолет оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (Вариант исполнения Л-150 (СПО))
Модификации
Производство
Серийные Су-35С производятся с 2011 года. План по выпуску
Эксплуатация
ВВС России — 2 опытных и 4 серийных проходят ГСИ, всего заказано 48 Су-35С до 2015 года. Аналогичный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 21,95 м
- Размах крыла: 14,75 м
- Высота: 5,92 м
- Площадь крыла: 62,20 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 42°
- Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающееся
- Масса:
- пустого: 19000 кг
- нормальная взлётная масса: 25500 кг
- максимальная взлетная масса: 34500 кг
- масса топлива: 11500 кг
- Двигатель:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2400 км/ч
- у земли: 1400 км/ч (1,17 М)
- Максимальная бесфорсажная скорость: >1300 км/ч (>1,1 М) (на первом прототипе, при ускорении без использования форсажа — 1,1 М)
- Дальность полета:
- на высоте: 3600 км (без ПТБ, 4500 с ПТБ)
- у земли: 1580 км
- Практический потолок: 18000 м
- Длина разбега/пробега: 400/650 м
- ЭПР: 0,5—2 м²
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,76
- при нормальной взлётной массе: 1,14
Вооружение
источник
- Пушечное 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Точки подвески: 12
- Вооружение:
- Воздух-воздух:
- Ракета большой дальности
- средней дальности:
- малой дальности:
- Воздух-земля:
- Противокорабельные ракеты:
- Х-31 Х-59МК
- Ракета воздух-земля большой дальности
- Высокоточные боеприпасы:
- Неуправляемые боеприпасы:
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
- Диапазон частот: X (8—12 GHz)
- Диаметр ФАР: 900 мм
- Количество ППМ: 1772
- Цели:
- Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
- Одновременный обстрел: 2 (подсвет для ракет Р-27)
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м² на встречных ракурсах 350-400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба),на догонных 150 км
- с ЭПР 0,01м² до 90 км
- Углы обзора: 240° (±120°)
- Средняя мощность: 5000 Вт
- Пиковая мощность: 20000 Вт
Аварии и происшествия
- 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа
самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием.
Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате
чего не был отключен форсаж. Летчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться.
|