Су-34 (по кодификации НАТО: Fullback — футбольный защитник) — советский/российский фронтовой бомбардировщик (в некоторых источниках классифицируется как истребитель-бомбардировщик).
История
19 июня 1986 года началась разработка Т-10В. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27.
Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных
целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и
в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических
условиях, днём и ночью. Новые Су-34 призваны заменить более старые
бомбардировщики Су-24. 28 декабря 1994 года, с аэродрома Новосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5). В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.
Первый предсерийный образец самолёта построен в конце 1993 года, первый полет на нем выполнили 18 декабря 1993 года И.В. Вотинцев и Е.Г. Ревунов. Весной 1995 года новую машину показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. В Париже Су-34 выставлялся под обозначение Су-32ФН (Su-32FN). Буквы в обозначении переводились как «Fighter Navy» — истребитель морской.
Первый этап ГСИ завершился 30 октября 2006 года с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34). Заключительный этап ГСИ завершен 19 сентября 2011 года, планируется принятие на вооружение.
Производство
По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34, включая прототипы (б/н
42—48) и серийные (б/н 01—09 и б/н 01—05, 10). Самолёты с б/н 46, 47,
01, 03 проходят испытания в 929-м ГЛИЦ (г. Ахтубинск); б/н 02, 04—09 в
968‑м ИИСАП (г. Липецк); б/н 48 участвует в экспозиции авиасалона МАКС
(г. Жуковский); прототипы с б/н 42, 43, 44, 45 к программе летных
испытаний больше не привлекаются. Бортовые номера с 01 по 05
производства 2006-2009 гг. останутся в ГЛИЦ (2 борта) и ЦБПиПЛС (3
борта); б/н 06, 07, 08, 09 производства 2010 года, а также б/н 01, 02,
03, 04, 05, 10 производства 2011 года - на 7000-й АБ Балтимор (г.
Воронеж).
12 и 22 декабря 2011 года
на воронежскую авиабазу Балтимор прибыло шесть новых бомбардировщиков
Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС
получившей на вооружение эти машины.[10]
18 декабря 2008 года подписан 5 летний контракт на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году.[11][12][13] 1 марта 2012 года
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и гендиректор компании "Сухой"
Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2020 года 92 фронтовых
бомбардировщиков Су-34.[14]
Всего, до 2015 года будет закуплено 70 самолётов Су-34. В общей сложности ВВС намерены приобрести 120 самолётов этого типа (5 эскадрилий).
Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.
НАПО в начале 2008 года
объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку
новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического
вооружения составит более 50 млн евро.
Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно
будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два
раза быстрее.
Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Представитель холдинга «Сухой»:
В настоящее время на НАПО им Чкалова реализуется масштабная
программа технического перевооружения: в 2008—2009 годах планируется
закупить 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму
порядка 2 млрд рублей, что позволит предприятию выйти на качественно
новый уровень создания современной авиатехники.
Поставки
В начале 2012 года министерство обороны России заключило с компанией «Сухой» контракт на поставку 92 Су-34 до 2020 года, в дополнение к уже заключенному контракту на 32 машины. В 2012 году ожидается поставка 10 Су-34 для западного военного округа.
Модернизация 2010 года
8 июня 2010 года
стало известно о проходящих государственных испытаниях для новых
модификаций бомбардировщиков Су-34. Испытания новых опций для самолёта
проводились в Государственном летно-испытательном центре ВВС России в Ахтубинске.
В сентябре 2011 года в прессе появилась информация о завершении этих
испытаний. Как ожидается, постановление правительства России о принятии
новых бомбардировщиков на вооружение выйдет в 2012 году. На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:
- Новые виды ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
- Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1.
- Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО).
- Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая
позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения
наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка
позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и
расширить список аэродромов их базирования. Как ожидается, все Су-34,
выпускаемые с 2011 года будут оснащаться вспомогательной газотурбинной
силовой установкой ТА14-130-35.
Боевое применение
Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО.
Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не
позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее
опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами. Контейнер активных помех групповой защиты Су-34 показал в ходе ведения боевых действий высокую эффективность. В ходе боевого применения Су-34 уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
РЛС
Антена с ПФАР Ш141 Б004
- Дальность обзора до воздушной цели (с ЭПР равной 3 м): 120 км
- Сопровождение: до 10 целей одновременно
- Обстрел: до 4 целей одновременно
- Дальность обзора по наземным целям: 30-100 км
Тактико-технические характеристики
Технические характеристик
Лётные характеристики
- Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)
- Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
- Дальность полёта: 4000 км
- Боевой радиус: 1100 км
- Практический потолок: 17000 м
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлетной массе: 616 кг/м²
- при максимальной взлетной массе: 725 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлетной массе: 0,71
- при максимальной взлетной массе: 0,6
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 G
Вооружение
- Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-301
- Точек подвески: 12
- Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске
На вооружении
Россия — 22 Су-34 (в т. ч. 12 по контракту 2008 года), по состоянию на февраль 2012 года. 1-я бомбардировочная эскадрилья, 7000-я авиабаза.
|