Текущая версия страницы пока
не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от
версии, проверенной 11 мая 2012; проверки требуют
12 правок.
Боинг E-3 «Сентри» (англ. Boeing E-3 Sentry) — американский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Первый полёт совершил 31 октября 1975 года. Состоит на вооружении ВВС США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии и НАТО. До конца серийного производства в 1992 году построено 68 самолётов.
[править]В конце 1960-х годов в США была принята концепция обороны страны, согласно которой обнаружение бомбардировщиков противника должно было осуществляться на дальних подступах загоризонтными РЛС наклонно-возвратного сканирования пространства. При приближении бомбардировщиков для более точного определения их положения и оперативного наведения истребителей должны были использоваться самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (AEW — Airborne early Warning) и самолёты обнаружения и наведения (AEW&C/AWACS). Позднее требования военных были расширены.
История создания
Первый прототип самолёта AWACS, созданный фирмой «Боинг» на базе планера грузового самолёта Боинг-707-320, получил обозначение EC-137D. Он совершил первый полёт 5 февраля 1972 года. Всего было построено две опытные машины. В серию пошли самолёты E-3A, которых было заказано 34. В дальнейшем самолёты неоднократно модернизировались, в том числе и находящиеся в эксплуатации. Третья фаза модернизации, проводившаяся в 1990-х годах (проект Block30/35) предусматривает модернизацию оборудования и дооснащение системами, позволяющее выполнять как радиотехническую разведку (станция РТР AB/AYR-1) в пассивном режиме, так и интеграция этой станции в комплекс наведения и управления, с целью беззапросной классификации целей по характеру сигналов их источников высокочастотного излучения.
В Великобритании самолёт получил наименование «Сентри — AEW.1». Самолёты этой модификации имеют универсальную систему дозаправки в воздухе, работающую как с телескопической штангой американских танкеров, так и с европейской системой «шланг-конус». Также эта машина дооснащена станциями коротковолновой тропосферной связи и станциями радиотехнической разведки. Самолёты с несколько изменённым составом оборудования в варианте E-3F служат в ВВС Франции.
[править]Особенности конструкции
Основу комплекса АВАКС составляет мощная РЛС кругового обзора, антенна которой расположена в обтекателе, в верхней части фюзеляжа. Обтекатель 9,1 м в диаметре и 1,8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4,2 м над фюзеляжем. Обтекатель наклонен вниз на 6 градусов для улучшения обтекаемости, и помимо своей основной функции также служит для отвода избыточного тепла от аппаратуры самолёта, наклон антенны от горизонта компенсируется электронным способом. Сама антенна имеет гидравлический привод. Подсистема обработки данных с БЦВМ 4PiCC-1 (разработки IBM) обеспечивает устойчивое сопровождение одновременно до 100 целей. Самолёты типа бомбардировщик обнаруживаются с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 375 км, цели над горизонтом — до 600 км от самолёта.
Самолёты модификации E-3B имеют усовершенствованную РЛС AN/APY-2 с БЦВМ 4PiCC-2, новые системы кодовой цифровой связи. Самолёт может работать по надводным и малоподвижным воздушным целям. Про программе модернизации RSIP предусматривалась доработка РЛС с целью эффективного обнаружения маловысотных крылатых ракет. Заявлено, что после модернизации приёмной части локатора последний сможет обнаруживать объекты с ЭПР (эффективной площадью рассеивания сигнала) 1 кв.м на дальности до 425 км.
На самолёте установлено 4 турбовентиляторных двигателя TF33-P-100/100A. Двигатели имеют по 2 электрогенератора каждый, с суммарной мощностью около 1000 кВт для питания бортовой аппаратуры. Экспортные модификации самолётов оснащались двигателями CFM56-2.
В США эксплуатируется 31 самолёт E-3C. 27 машин приписаны к авиабазе Тинкер в Оклахоме. Четыре самолёта в Авиации Тихоокеанского флота (PACAF): на Аляске (авиабаза Эльмендорф) и в Японии (префектура Окинава, авиабаза Kadena). Один самолёт находился в опытной эксплуатации фирмы Боинг (летом 2012 отправлен на утилизацию). 18 самолётов находились в распоряжении европейского командования НАТО, с дислокацией на авиабазе Гайленкирхен (Германия), и регистрацией в Люксембурге (хотя эта страна не имеет национальных ВВС).
Великобритания эксплуатирует 7 самолётов, Франция - 4, Саудовская Аравия - 5.

Авария E-3 AWACS на авиабазе Неллис.
За время эксплуатации потеряно три самолёта. 22 сентября 1995 года, E-3С №77-0354 ВВС США упал сразу после взлёта с авиабазы Элмендорф (Аляска) из-за остановки двух двигателей , погибли 24 члена экипажа. 14 июля 1996 года, E-3A №79-0457 НАТО, авиабаза Превес (Греция), прерванный взлёт. Самолёт выкатился за пределы аэродрома в море и разломился надвое, экипаж 16 человек жив. 28 августа 2009 года, E-3C №83-0008 ВВС США, при посадке на авиабазе Неллис, подломилась передняя стойка с последующим пожаром.
[править]Тактико-технические характеристики
Приведённые данные соответствуют модификации E-3C[1].
[править]Технические характеристики
- Экипаж: 4 человек лётного состава и 13—19 человек в составе оперативной группы.
- Длина: 46,61 м
- Размах крыла: 44,42 м
- Высота: 12,73 м
- Площадь крыла: 283,35 м²
- Масса пустого: 78 000 кг
- Масса снаряжённого: 147 420 кг
- Масса максимальная взлётная: 160 822 кг
- Запас топлива: 90 800 л
- Двигатели: 4× ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-100/100A
- Тяга: 4× 93,41 кН
- Обнаружение целей до 400 км (период обзора 10 с)[2]
[править]Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 853 км/ч
- Тактический радиус действия: 1612 км
- Практический потолок: 8440 м
- Продолжительность патрулирования на удалении 1600 км без дозаправки в воздухе: 6 ч
- Продолжительность полёта без дозаправки в воздухе: более 11 ч